Аэропорты, посты таможни, поезда - везде своя преступность
15 января 2014 года отмечается третья годовщина со дня образования Следственного комитета Российской Федерации. Во Владивостоке расположено структурное подразделение – Приморский следственный отдел на транспорте.
Владивосток, ИА Приморье24. 15 января 2014 года отмечаетсятретья годовщина со дня образованияСледственного комитета РоссийскойФедерации.
Дальневосточное следственное управлениена транспорте Следственного комитетаРФ – специализированныйследственный орган. Он занимаетсярассмотрением сообщений о преступленияхи расследованием уголовных дел попреступлениям против безопасностидвижения и эксплуатации железнодорожного,водного и воздушного транспорта. Впреддверии праздничной даты корр. ИАПриморье24 побеседовал с ЯрославомСьяновым, капитаном юстиции, старшимследователем Приморского следственногоотдела на транспорте ДальневосточногоСледственного управления на транспортеСК РФ.
- Мы, журналисты, понимаем, что входитв перечень ваших обязанностей. Ночитатели порой не в курсе, в чем спецификаваших действий. Не могли бы вы подробнеерассказать о том, чем, собственно,занимается ваше территориальноеуправление?
- В первую очередь, это преступления,совершенные на объектах транспорта.То есть, аэропорт, железнодорожныйтранспорт (как сами поезда, так ижелезнодорожные станции) и пунктытаможенного пропуска.- Получается, простор для приложенияваших стараний достаточно широкий.Хватает ли для этого средств, рабочихрук?- У нас численность личного составатакая: пять следователей, три заместителяруководителя и руководитель. Руководителькурирует Уссурийск, Находку инепосредственно Владивосток. Аследователи направляются на тот участок,где преступление и совершено. То есть,в поле наших действий попадает весьПриморский край. Кроме того, мы занимаемсяпреступлениями, которые совершилидолжностные лица как объектов транспорта,то есть работники аэропорта, подразделенийОАО «РЖД», так и работники подразделенийвнутренних органов, «прикрепленных»к транспортным пунктам. Особняком стоятсотрудники таможни. В этом случае впервую очередь стоит отметить преступлениякоррупционной направленности. Большойпласт работы.- Возможно, в таком случае вы сможете назвать особенно важные для вас дела,те, которые по тем или иным причинамзапомнились...- Для того, чтобы вспомнить все, нужно,конечно, сначала проверить, какие изних дошли до суда. Но, думаю, не ошибусь,если назову майский инцидент с участиеми.о. замначальника оперативнойДальневосточной оперативной таможни— дело по факту превышения должностныхполномочий (напомним, в ночь с 23 на 24мая Иван Кишинец с сослуживцем майоромМовчаном жестоко избили жителя Приморьяпрямо в служебном помещении — прим.редакции). Те дела, которые мы направлялиза последние полгода, по большей частив суде еще не рассмотрены.- А сколько времени, по вашему опыту,может занимать передача дела в суд?Есть какая-то статистика на этот счет?- Совершенно по-разному. Обвиняемыйже теперь у нас никак не ограничен вправе на защиту, он может реализовыватьего совершенно по-разному. В том числеи затягивать процесс судебногорассмотрения. Всеми законными средствами.Кто-то болеет, кто-то долго знакомитсяс делом, кто-то организует свою защиту.- Какие достижения вы могли бы отметитьза минувшие три года?- На мой взгляд, как рядовогоправоприменителя, Следственный комитетнаучился действовать как самостоятельныйправоохранительный орган. Вследствиеэтого потребовалось заново устанавливатьотношения с органами внутренних дел,с прокуратурой (с которой ранее мывходили в единую систему), с таможней,ФСБ. Ведется и совместная профилактическаяработа по выявлению преступлений —пока преступление еще не совершено,его можно предотвратить. Проводитсядоследственная проверка и делоотправляется в суд. Хотелось бы отметить,что с прокуратурой — а мы теперьотдельный орган — отношения выстроилисьхорошие: очень небольшой процент делвозвращается на дополнительноерасследование. Какие-либо претензии кнам с их стороны отсутствуют, к качествуследствия в том числе.- Подробнее о профилактике можно? Вней вообще есть смысл?- Конечно. Считаю, что такие мероприятиямогут помочь выявить «круговую поруку» - натаможне, например. Задача прокуратуры— проверять исполнение законности,есть признаки преступления — передаютсянам. Есть и такой аспект, как «обстоятельства,способствовавшие совершению преступления».Скажем, в случае с таможней, это можетбыть ненадлежащий контроль со стороныруководства. Начальство должно наладитьсистему, предотвращающую получениесотрудниками взяток. Она отсутствует— и сотрудник службы спокойно получаетвзятки, обирая население. В результатеего начальник может получить дисциплинарноевзыскание, что вполне может поставитькрест на его карьере руководителя, такчто службу на ответственной должностион едва ли сможет продолжить.- Расскажите о специфике работы вразных отраслях.- В аэропорту часто совершаютсяпреступления именно против сотрудников,нарушители применяют силу противпредставителей власти. Взятки тожебывают — так, недавно уроженец СреднейАзии пытался дать взятку сотрудникупри исполнении обязанностей.Наобъектах ОАО «РЖД» превалируютобщеуголовные дела. Достаточно вспомнитьрезонансный случай с поездом «Совгавань-Владивосток», где целаягруппа пассажиров устроила драку сполицейскими. Они отобрали табельноеоружие, выпрыгнули из окна вагона,скрылись, затем продолжили противоправныедействия в отношении гражданских —похищали людей, вламывались в чужиедома... нередко пытаются провезтинаркотики, в том числе и несовершеннолетние.Молодежь также «предпочитает»имущественные преступления — грабежии кражи.Таможня — это зонакоррупционных преступлений. В первуюочередь речь идет о взятках... Есть над чем работать.