Александр Лапицкий: «Я не занимаюсь благотворительностью, я выполняю гражданский долг»
Корреспондент Приморье24 пообщался с городским активистом, чтобы разузнать о нынешних проектах, планах на будущее и личных качествах Александра.
Владивосток, ИА Приморье24. Активная жизненная позиция не покидает жителя Владивостока Александра Лапицкого. Миллион благотворительных проектов в голове и ещё несколько реализуемых уже сейчас – Александр не понимает, почему люди думают, что в стране кризис, и считает, что людям надо подавать только положительные примеры, чтобы общество росло здоровым и несущим только созидательные действия.
Один из основных проектов Александра - ярмарка опекунов, которую он начал проводить с конца прошлого года. Для опекаемых детей он собрал необходимые предметы, которые пригодятся им в быту и повседневной жизни, а чтобы купить самое важное не нужны деньги. Для этого действует специальная валюта, которая выдаётся совершенно бесплатно.
- С чего начинали ваш проект помощи опекунам?
- Больше пяти лет назад мы создали организацию, которая несёт в себе такой вот некоммерческий дух. За последние 3-4 года к нам поступали различные обращения от опекунов, и если перед началом благотворительной ярмарки мы получали десятки таких писем, то сейчас их число идёт на сотни. Наша первая ярмарка состоялась 6 марта и должна была открыться официально в 12.30, однако люди начали приходить раньше этого времени.
- Какую помощь вы оказываете опекунам?
- В ярмарке могут принимать участие только лишь опекуны, а покупки делаются за нашу валюту – фантики. На каждого человека мы выдаём бесплатно 50 фантиков, по предъявленному документу об опекунстве. На эти фантики они покупают необходимое: тетради, пуховики, одежду и прочее, что нужно ребёнку. Примерные наши расценки в первый день ярмарки: 8 фантиков стоило 25 тетрадей, новая куртка, которая стоит 1500-2500 тысячи рублей, - 10—15 фантиков, полкило хороших шоколадных конфет – 5 фантиков.
- А насколько сложно на личном энтузиазме начать такой благотворительный проект?
- Если в первую ярмарку мы привнесли 95% своих средств, то во вторую – только 70%. Я буду очень рад, если это число будет только уменьшаться.
Многие звонят, спрашивают, чем помочь, причём предлагают в основном деньги, но я же не какой-нибудь банк - денег не беру. Был случай, когда помощь предложили несколько людей из детсада. Сказали, мол, у нас есть копилка, из которой они могут выделить деньги, на что я им предложил закупить необходимое для детей. В итоге они купили очень много: около 10-15 пар хороших кроссовок, курток, носков и другой одежды. Очень большие молодцы.
- Были ли спонсоры, желающие как-то прославиться за ваш счёт?
- У нас есть одно условия – никакой рекламы. Если кто-то хочет сделать нечто хорошее, пусть делает это с чистым сердцем и благими намерениями, а не для поднятия собственного авторитета за счёт рекламы. Я против того, чтобы рекламировать коммерческую деятельность через некоммерческую. Многие предлагали нам помощь с возможностью прорекламировать своих спонсоров, но мы таким не занимаемся.
- Как же вы пришли к благотворительности и желанию помогать людям?
- Так родители воспитали, ведь всё зависит от этого. Если родителям всё равно, чем занимается их ребёнок, то это плохо не только для ребёнка, но и для нас всех в целом. Потому что мы все являемся частью того общества, в котором живём.
Когда мы в парке Минного городка начали делать деревянный городок, я встретился с одним человеком, который должен был помочь со строительством и лицензированием. Он приехал на своём дорогом «Лексусе» и спросил: «Тебе что, заняться нечем? Приходишь в эту помойку, что-то пытаешься сделать, неужели нет других дел поважнее?». А я вот не понимаю этого. Человек приехал на хорошей машине, при деньгах, но приезжает на помойку и недоволен тем, что мы тут хотим превратить её в хорошее и красивое место отдыха. Он просто отгородился от всего остального общества и не хочет помогать ему. Ведь если бы было больше людей, желающих превращать такие помойки в нечто прекрасное – мы бы жили в куда лучшем обществе. Никому неприятно жить в грязи, но надо же что-то делать.
- Начинать надо с хороших дел?
- Хороший пример, как и плохой, заразителен, и чтобы всё было хорошо – надо показывать только положительные примеры.
Был случай. Когда мы сделали деревянные качели в парке, на неё присели ребята и начали со всей дури раскачиваться. Я подошёл к ним, сказал, что так не надо – качели банально от этого сломаются. Эти сначала дерзить начали, а я им предложил делом заняться – пилить материалы для будущего городка. И вот не поверите – начали пилить. Потом пришли на другой день помогать, и теперь уже приходят к нам постоянно. Воспитание очень важная вещь.
- Как помочь людям занять активную жизненную позицию?
- Вообще я не понимаю тех людей, кто говорит – у нас кризис. Мне в таких случаях кажется, что я – инопланетянин. У них есть кризис, а у меня его нет. Всё, чем я занимаюсь, это даже не благотворительность, это выполнение гражданского долга.
- То есть, чтобы не испытывать кризиса, не нужно сидеть на одном месте?
- Да. Я вот живу на Чуркине – переехал в новую квартиру, взятую по ипотеке. Когда переехал в дом, образовалось у меня стойкое ощущение, что там ничего не делали со второй мировой войны. Подвал залит, краски на стенах никакой, всё обветшалое – мрак полный.
Среди жильцов сразу обозначил, что я тут живу и теперь всё будет по моему. Пришёл к директору нашей УК и попросил сделать ремонт. Жду неделю, две. Ничего не происходит. Я делаю запрос через прокуратуру и администрацию президента. Через время приехала жилищная инспекция – в итоге управляйку оштрафовали.
После такого подзатыльника руководство всё же начало что-то делать, но просто на тяп-ляп. Ну нет, так дела не пойдут - созвал собрание, выбрали новую управляющую компанию. Буквально в течение 5 месяцев, после того как новая управляйка приняла наш дом с большими долгами, привели в порядок подъезд, сменили трубы в подвале и всё остальное. Что это значит? Новая управляющая компания увидела, что здесь живут люди, готовые следить за порядком и не позволят иного.
Вот оно и правило: нельзя позволять, чтобы к тебе было плохое отношение, и если вам что-то не нравится – надо это исправлять.
- Ведь наверняка есть проекты, которые ещё ждут своей реализации?
- Сейчас мы подходим к главному. Мы провели опрос по поводу тарифов на бензин. Сейчас мы ищем компанию, которая может быть за это ответственна, и сделать так, чтобы бензин на 50 копеек или на рубль стал дешевле.
Дело вот в чём. Выпускается специальная карта, предъявителю которой сверх имеющихся скидок начисляется ещё одна на 50 копеек, например. Если у них уже есть скидка на 30 копеек, то дополнительно по этой будет ещё одна – в итоге экономия существенная.
Мы обратились с этим предложением недавно в одну заправочную компанию. Я сразу обозначил, что не собираюсь покупать бензин, а покупаю их лояльность. Но они ведь предприниматели до мозга костей и даже в этом ищут выгоду. Я готов потратить сотни тысяч рублей, на то, чтобы посмотреть насколько это будет эффективно. Потому что если результат будет выгоден, мы увеличим объём. Пусть для начала будет сделано от 500 до тысячи карт с ценой от 50 копеек до рубля. Если этот пробный проект за 2-3 месяца покажет результаты, мы сделаем его на долгосрочной основе – 3-5 лет.
- Наверняка в нашем городе есть люди, желающие привнести нечто новое, но всё никак не могут понять, с чего начать. Что же им делать?
- А тут правило простое: в первую очередь взять и делать. Чем дольше думаешь – дольше делаешь. Нет худо без добра и добра без худа. Где есть положительные стороны, есть и отрицательные, и другие, на первый взгляд обыденные правила, которые действительно действуют. К тому же надо понимать, что для большинства благотворительных проектов не нужны большие средства, главное – делать.