The Diplomat: "Дальний Восток уйдёт из-под влияния России, не поможет ни армия, ни флот"
Несмотря на признаки усиления сотрудничества между Москвой и Пекином, как например недавние совместные учения и визит китайского лидера Си Цзиньпина в российскую столицу, Россию «все больше беспокоит Дальний Восток».
Владивосток, ИА Приморье24. Несмотря на признаки усиления сотрудничества между Москвой и Пекином, как например недавние совместные учения и визит китайского лидера Си Цзиньпина в российскую столицу, Россию «все больше беспокоит Дальний Восток», пишут аналитики Эндрю Бауэн и Люк Роудхэффер в своей статье для The Diplomat.
По мнению авторов, Москва воспринимает Китай как «главную угрозу своему присутствию на востоке» и стремится в связи с этим «усилить свое политическое и экономическое влияние в регионе». Когда Россия решает утвердить свое влияние на какой-либо территории, в центре ее стратегии почти всегда оказывается армия, считают аналитики. А российская армия в последнее время «очень активна»: идет модернизация, регулярно проводятся учения. Кроме масштабных военно-морских учений, Россия и Китай также организуют ежегодные антитеррористические учения «Мирная миссия». Владимир Путин на встрече с членом Госсовета КНР Ян Цзечи высоко оценил учения, отметив их важность для двухсторонних отношений.
Однако, несмотря на подобные оценки, развития российско-китайского сотрудничества «по историческим и геополитическим причинам» ожидать не приходится, считают авторы статьи. Вслед за военно-морскими учениями с Китаем Россия организовала крупнейшие с советских времен наземные учения, «призванные продемонстрировать состояние российских вооруженных сил, проходящих модернизацию, и дать понять, что Китай – не единственная в регионе держава, обладающая значительной военной мощью», пишут Бауэт и Роудхэффер. В этих маневрах якобы были задействованы 160 тысяч военнослужащих, 130 самолетов и 70 кораблей, однако, отмечают авторы, такая цифра представляется многим сомнительной. В частности, журналист The Moscow Times Александр Гольц писал, что высшие армейские чины, желая произвести впечатление на Путина, сложили вместе всех военнослужащих Восточного и Центрального военных округов «в одну огромную и преувеличенную цифру, несмотря на то что большинство из них нигде не развертывались и не принимали участия ни в каких маневрах».
Одним из ключевых элементов усиления военного присутствия России на Дальнем Востоке является Тихоокеанский флот, продолжают авторы. Если раньше его в целом игнорировали в пользу других флотов, теперь Москва планирует отправить на восточные рубежи самые современные суда, включая один из двух строящихся вертолетоносцев «Мистраль», несколько корветов типа «Стерегущий» и одну из первых подлодок проекта «Борей». В общем и целом, действия России на Дальнем Востоке должны продемонстрировать, что Москва не позволит считать себя второстепенным игроком в регионе и не даст «китайской демографической и экономической мощи полностью захватить его», полагают аналитики.
Вместе с тем, еще со времен распада СССР Россию все больше и больше беспокоит «внедрение Китая» на востоке, пишут авторы. Еще в 2000 году, едва вступив в должность, Владимир Путин предупреждал, что, если демографический спад не прекратится, россиянам в приграничных регионах придется учить китайский, японский и корейский. Двенадцать лет спустя Путин вернулся к этой теме, назвав развитие Дальнего Востока важнейшей геополитической задачей.
Тем не менее быстрое демографическое и экономическое проникновение Китая на Дальний Восток продолжается. В середине августа появилась информация о том, что Банк развития Китая планирует вложить в рамках российских госпрограмм по развитию региона до 5 миллиардов долларов в различные проекты. По сообщениям китайских СМИ, прямые инвестиции Китая в Дальний Восток составили в 2011 году 3 миллиарда долларов, тогда как Россия не вложила в регион и трети от этой суммы в 2010 году. Японские же журналисты отмечают в свою очередь, что региональные власти «так обеспокоены все растущим влиянием Китая, что призывают инвесторов из Японии создавать собственные сельскохозяйственные проекты на Дальнем Востоке, чтобы противостоять Пекину». Количество китайских граждан, работающих в регионе, оценивается в 500 тысяч.
В рамках программы, запущенной бывшим министром по развитию Дальнего Востока Виктором Ишаевым, предполагалось в течение следующих десяти лет привлечь в регион 1,1 миллиона работников, в том числе и из-за рубежа. На Дальний Восток уже прибыли от 240 до 280 тысяч мигрантов с Кавказа и из Средней Азии, что может не только усилить этническую напряженность в регионе, но и ускорить отток коренных жителей, которые уже покидают регион по разным причинам, в частности, из-за низких зарплат и плохой инфраструктуры.
Не раз российские политики даже предлагали в качестве одной из мер по развитию Дальнего Востока перенести столицу в азиатскую часть страны, отмечают авторы. Несмотря на кажущуюся абсурдность этого предложения, оно «подчеркивает растущее беспокойство Москвы, которая опасается, что регион просто постепенно уйдет из-под ее контроля, если на него не обращать пристального внимания».
Вывод аналитиков неутешителен: поскольку «геополитическая мощь в XXI веке определяется не только демонстрацией силы, но и прямыми иностранными инвестициями и трудовой миграцией», «Тихоокеанский флот вряд ли сможет предотвратить уход региона из российской сферы влияния».