Кнут и пряник - не наш метод

Главный тренер Приморского Океанариума ходит на работу, как домой

d130ee97457fda7d6f75f5103eed594522bb11f1.jpg

Владивосток, ИА Приморье24. Каждое животное – личность со своим характером. Тренеры приморского океанариума в этом уверены.  Для старшего тренера ДВО РАН Владимира Маслова его работа стала не только средством заработка, но и хобби.

За шесть лет  тренировок ему удалось обучить белух, морских котиков и львов. Корреспондент П24 пообщался с Владимиром, чтобы узнать тонкости необычной работы.

- Как вы попали в Приморский океанариум?

- Пригласили сюда, когда ещё учился на четвёртом курсе в ДВФУ - на тот момент он был ещё государственным университетом. К нам пришёл на кафедру Вадим Михайлович Серков. Сегодня он возглавляет океанариум, а тогда, при  первой встрече предложил провести шесть семинаров, за время которых рассказал об истории океанариумов, животных, которые там содержатся, и чем мы бы могли там заниматься. Фактически - предложил нам будущую работу. Под конец нам выдали анкеты и попросили ответить, с какими животными хотели бы работать. Мне всегда нравились млекопитающие. Я однажды даже хотел работать в заповеднике и участвовать в программе по защите леопардов, ну и тут представилась возможность поработать почти с кошачьими – морскими котиками.

- Во время учёбы были ли животные, которых удалось выдрессировать?

- Нет, не было – научили меня всему здесь. К тому же мы не используем термин дрессировка – он пришёл к нам из цирка и указывает на негативный окрас, потому что при дрессировке может быть причинение боли животным.

- А в чём коренное отличие тренировки от дрессировки?

- Тренировка происходит исключительно на положительном подкреплении. Мы не обижаем своих животных и подкрепляем их поощрениями: рыбкой вкусной покормим, погладим за хорошую работу. В нашем океанариуме зверям не причиняют  боли.  Такое популярно в цирках, потому что там и животные опасней, и для выступлений нужно создавать шоу. Наша же главная цель – сохранение вида,  а выступление - второстепенная задача. 

- Какие первые задачи были поставлены, когда только прибыли в океанариум?

- Передо мной стояла задача подготовить животных для демонстрации публики. Я прочёл немало профильной литературы. Но, опять же, наставники донесли до меня, что это будет второстепенная задача, потому что наши подопечные являются мостиком от человека к животным, которые находятся в природе. 

- Есть ли дома животные и тренируете ли вы их?

- Дома есть собака моей жены – лабрадор. Когда мы уже поженились, она знала простые команды. Я вообще стараюсь не приносить работу домой. Для удобства я только научил собаку запрыгивать в ванну и выпрыгивать из неё, чтобы её можно было помыть.

- Каким был первый ваш подопечный?

- Нам привезли пять морских котиков, и предложили выбрать, с кем из них хотелось бы работать. Выбранный мной котик встретил меня достаточно агрессивно. Мне объяснили, что надо к нему подходить с лаской: говорить больше хороших слов, накормить, дать понять, что мне можно доверять. Впоследствии я с ним сдружился, и так мы проработал три года.

- Сколько животных удалось тренировать?

- После морского котика я начал работать с морским львом – довольно опасный зверь. К нам он прибыл истощённым. Нашли его учёные на Командорских островах, где его бросила своя стая. На момент прибытия он весил 40 килограмм, хотя его нормальный вес должен был составлять 80-90 кг. Сивучи сами по себе очень темпераментны, а этот ещё и самец. С ним было тяжело работать – проявлял агрессию, но потом к нам прибыл ныне покойный тренер Юрий Кравченко, который научил нас, как управляться с ними. 

После него мне дали поработать с белухами. Достаточно тяжёлый опыт, потому что раньше у меня были почти сухопутные животные, а эти живут в воде. Работа с ними выбивала из колеи, но через время мы сработались.

Сейчас работаю с тремя морскими котиками и морским львом по кличке Айк. Он у нас не так давно – третий год. Его  спасли на острове Тюлений, где он пытался прибиться к морским котикам. Кто-то из самок его кормил, кто-то отбрасывал. Поэтому он пришёл к нам потрёпанный и истощённый. Он был ещё грудничком, приходилось готовить жидкие смеси и кормить его из соски. Назвали его  Айк – слишком много от него было этого «а-а-а-а-а-а…». По этому крику матери в природе распознают своих дитёнышей. 

- Как же подружиться с животным, не приходилось ли с ними ночевать?

- Первое время мы ночевали там неделями. Изначально мы не знали, что могло произойти в наше отсутствие, и мы должны были быть постоянно наготове. Ластоногие, в отличие от китообразных, привязываются сильнее, потому что контакт происходит на суше.  Что касается морских котиков и львов, то они определяют человека по запаху, по его движениям, голосу – для них это очень важно. Особенно для морских львов. Я работаю с Айком три года, и у меня ещё не было дублёра. Тех, кого я приводил, он просто не воспринимал. Это очень серьёзно и эту задачу надо решать, ведь нужен ещё один человек, кто мог бы меня заменить. 

- Многие считают, что животные не очень разумны, так ли это на самом деле?

- Я считаю это утверждение неверным. Интеллект животных отличается тем, в каких условиях они находятся и какие им приходится решать задачи. Многие говорят, что собака глупее дельфина. Собаке особо решать ничего не надо – завели её, дали миску с едой, погладили, выгуляли и всё. Дельфин же в природе укрывается от хищников, ловит добычу, ему приходится придумывать, как её добывать, поэтому многие дикие животные кажутся умнее домашних. Но, если домашнее животное начать обучать, можно сразу понять, что и их интеллект достаточно высок. 

- Есть желание тренировать каких-нибудь других животных?

- Мне нравятся сурикаты – с ними бы поработал. С удовольствием поработал бы с калифорнийскими морскими львами. Они сочетают в себе скорость морских котиков и размеры морских львов, только чуть меньше. Смотрятся очень изящно. Мне вообще нравится работать с крупными животными. Они ни проще, ни умнее – они «смотрибельней». Люди больше восхищаются именно большими животными, будь то слон или морж. 

- Слышали ли вы об истории дружбы между тигром Амуром и козлом Тимуром? Есть ли место подобной дружбе в нашем океанариуме?

- Я думаю, такие случаи могут быть и у нас. В дельфинариях часто практикуют выступления ластоногих и китообразных: котики с дельфинами, касатка с морскими котиками.  Я видел даже номера, когда котик приносил рыбу касатке, хотя в жизни касатка охотится на котиков.

- Были ли случаи, когда морские животные показывали смекалку или происходило нечто неожиданное во время тренировки?

- Есть такой метод обучения – наблюдение. Животное выводят на сцену, перед ним раскладывают игрушки, и надо наблюдать, как он будет действовать. Когда они что-то делают хорошее – даёшь рыбку. Он понимает, что он это сделал правильно. Потом это закрепляется на какой-нибудь жест и повторение. Те же сивучи со временем понимают, что за какие-нибудь элементы они получают рыбу. Иногда он может специально, без какой-либо команды сделать простой жест и ожидать заветной рыбки. Однако на такие моменты лучше никак не реагировать, а то могут привыкнуть получать лакомство за хитрость.

- Есть ли желание поставить самому какое-нибудь шоу?

- Мне очень нравится объединять животных, и если бы у меня был свой дельфинарий, я бы больше делал шоу на совместных выступлениях. 

- Что для вас значит ваша работа?

- Она стала моим хобби. Если раньше я только приходил и работал со своим животным, то теперь возвращаясь домой, захожу в интернет, смотрю различные шоу, читаю специальную литературу, общаюсь с тренерами других дельфинариев. Мне всё это очень интересно.

- Какие планы на будущее?

- Пока я не вижу, каково будет моё развитие в будущем. Может буду готовить не только животных, но и тренеров. Может консультантом в дельфинариях. Может пойду в науку. Время покажет.

Другие материалы рубрики "Интервью"
62480f03a5c66a1e30a60be77887f681c6da4603.jpeg

Главное верить в волшебство: Дед Мороз - откровенно о своей работе

Волшебник рассказал, как исполняет желание взрослых и что дарит детям в новогоднюю ночь

f2b1c4c2677078e99f1ef3339bb9f2d10aad2e04.jpeg

«Дети не верят в волшебство»: владивостокский Дед Мороз – о своей работе

Свою работу новогодние волшебники начинают уже в начале декабря

84954bc7cea4e5334a770fe95c38257516cdde74.jpeg

Праздник со вкусом: повар из Владивостока рассказал о новогоднем застолье

Что должно быть на праздничном столе помимо «оливье» и «селедки под шубой» - в материале РИА VladNews