Консультация юриста: как бороться с "управляйками"?
Большинство населения проживает в многоквартирных домах, которые, как правило, обслуживает местная управляющая компания. Нередко работа управляющей компании не устраивает жильцов по разным причинам. Что делать в этом случае?
Владивосток, ИА Приморье24. Большинство населения в России проживает в многоквартирных домах, которые как правило обслуживает местная управляющая компания. Часты случаи, когда работа управляющей компании не устраивает жильцов по разным причинам. Что делать в этом случае?
На вопрос отвечает старший юрист ЗАО «Юридическая фирма «Инмар» Наталья Новикова.
К указанным причинам можно отнести неучастие УК при: протекании кровли, разрушении фасада и фундамента дома, затоплении подвала, неисправности электрической проводки в подъезде, ненадлежащей уборки подъезда и придомовой территории, при отсутствии услуги теплоснабжения и иных нарушений прав граждан на благоприятные условия проживания.
В таких случаях в первую очередь необходимо обратиться в управляющую компанию, обслуживающую многоквартирный дом с составленной в письменном виде в двух экземплярах жалобой. Один экземпляр вы сдадите в управляющую компанию, а на втором вам поставят штамп, подтверждающий принятие и регистрацию вашей жалобы. Жалобу можно направить по почте с уведомлением о вручении, но лучше сделать это самостоятельно, удостоверившись, что жалоба попала куда нужно.
Как показывает практика, обращение в управляющую компанию не приносит положительного результата по решению проблемы.
Таким образом, для продуктивного решения вопроса необходимо обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции. В данном случае к ним относятся:
1. Отдел жилищной инспекции;
2. Роспотребнадзор;
3. Прокуратура;
4. Суд – в исковом порядке.
1. В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляют государственные жилищные инспекции.
К функциям государственных жилищных инспекций отнесен надзор за соблюдением требований: к использованию и сохранности жилищного фонда, к надлежащему предоставлению коммунальных услуг, энергетической эффективности и оснащенности помещений приборами учета используемых энергетических ресурсов. Кроме того, жилищные инспекции наделены полномочиями по оценке создания и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, за соответствием уставов товарищества собственников жилья требованиям законодательства, правомерности принятия общим собранием собственников решения о создании товарищества собственников жилья и по иным вопросам, затрагивающим жилищные права граждан.
Вместе с тем при выявлении органами государственного жилищного надзора фактов неисполнения управляющей организацией обязательных требований такая информация предоставляется органам муниципального жилищного контроля для принятия мер по взаимодействию с собственниками помещений в многоквартирном доме.
Однако названные полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, в целом сформулированные в статье 12 ЖК РФ, применительно к государственному контролю (надзору) в указанной сфере не являются исчерпывающими, а предусмотренный статьей 20 ЖК РФ региональный государственный жилищный надзор не исключает соответствующие правомочия федеральных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в установленной для них сфере деятельности, имея в виду, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Так, согласно соответствующим положениям пункта 17 статьи 12 ЖК РФ в их взаимосвязи с нормами статьи 23 и части 1 статьи 44 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" такой вопрос полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений как осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации установленным санитарным правилам вполне определенно является предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а не регионального государственного жилищного надзора.
Кроме того, поскольку граждане как участники жилищных отношений (часть 2 статьи 4 ЖК РФ) применительно к объекту жилищных прав - жилому помещению (статья 15 ЖК РФ) помимо прочего вступают в правоотношения, связанные с приобретением и использованием для потребительских целей соответствующих услуг (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ), то обеспечение защиты их прав как потребителей коммунальных услуг и услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда (пункт 5 статьи 2 ЖК РФ), с учетом взаимосвязанных положений статьи 8, пункта 18 статьи 12 ЖК РФ и статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" будет и должно осуществляться в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Указанное, по мнению Роспотребнадзора, означает, что полномочия органов государственного жилищного надзора, реализуемые ими в рамках регионального государственного жилищного надзора, имеющего свой самостоятельный предмет проверки (часть 4 статьи 20 ЖК РФ), никак не заменяют и не ограничивают соответствующие полномочия территориальных органов Роспотребнадзора по осуществлению в жилищной сфере федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Роспотребнадзор полагает, что принципы соблюдения данной нормы права наряду с вопросами обеспечения при осуществлении регионального государственного жилищного надзора исполнения положений части 1 статьи 7 Закона N 294-ФЗ (об информационном взаимодействии) должны быть закреплены в числе других обязательных требований в утверждаемом Правительством Российской Федерации нормативном правовом акте о порядке осуществления государственного жилищного надзора, по отдельным аспектам разработки которого Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека уже направила свои предложения в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации.
Что касается прокуратуры, то туда можно жаловаться в следующих случаях:
• Нецелевое расходование средств собственников в многоквартирном доме (мошенничество, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребление доверием)
• На действия или бездействия выше перечисленных органов (Жилищного надзора, Роспотребнадзора).
Ответственность управляющей компании, так же как ее права и обязанности, обозначена в «Правилах предоставления коммунальных услуг», в соответствии с которыми управляющая компания несет ответственность перед собственниками жилья в случае невыполнения или некачественного выполнения своих обязанностей по договору управления, а именно — за не предоставление коммунальных услуг или предоставление их не в полном объеме и ненадлежащего качества.
Ответственность управляющей компании распространяется также на случаи, когда вследствие вышеприведенных ситуаций был нанесен вред здоровью и жизни потребителей этих услуг и их имуществу.
В случае неисполнения управляющей компанией обязательств по договору управления, связанных с другими аспектами деятельности по эксплуатации и управлению многоквартирным домом, ответственность управляющей компании определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.
Так, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений наступает ответственность, предусмотренная ст.6.4. КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений), в виде штрафа для юридических лиц от 10000 руб. до 20000 руб.
Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений (ст.7.22 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа для юридических лиц от 40000 руб. до 50000 руб.
За несоблюдение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами управляющая организация или должностные лица управляющей организации могут быть подвергнуты административному наказанию по ст. 7.23 КоАП РФ в виде штрафа для юридических лиц от 5000 руб. до 10000 руб.
С 18 декабря 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 403-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Указанным Федеральным законом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 7.23.1 «Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», согласно которой за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, порядка, способов или сроков раскрытия информации, установленных стандартом раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации должностные лица управляющих компаний могут быть привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, на управляющие компании, как на юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами, административный штраф может быть наложен в размере от 250 тысяч до 300 тысяч рублей.
При этом установлено, что за повторное в течение года совершение аналогичного административного правонарушения должностное лицо может быть подвергнуто административному наказанию в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет.
В случае, если обращение в вышеуказанные инстанции не дали положительного результата, следует обратиться в суд и в судебном порядке решать вопрос.
Всегда нужно понимать, что управляющая компания – это организация которую Вы нанимаете и оплачиваете ее работы и услуги по эксплуатации Вашего многоквартирного дома (содержание и ремонт жилых помещений). Поэтому оплачивая работы и услуги управляющей компании Вы имеете право знать за что платите.
Таким образом, если никакие жалобы не помогли в решении проблемы, воспользуйтесь возможностью, которая предоставлена вам пунктом 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, а именно: соберите общее собрание собственников помещений в вашем доме и расторгните договор с управляющей организацией по причине того, что она не выполняет условий договора с собственниками жилых помещений. Выберите другую компанию с более прочной репутацией на рынке коммунальных услуг.
По всем возникшим вопросам желающие могут обратиться в ЗАО «Юридическая фирма «Инмар»
по телефону: +7 (423) 265-19-01; 265-19-02
по почте: 690091, Россия, г. Владивосток, ул. Уборевича, 5а, 8 этаж.
по электронной почте: secretary@inmarlegal.ru.