Патентное налогообложение: индульгенция или преференция?
В том, чем Приморскому краю "грозит" новая система патентного налогообложения, а в чем ее преимущества, попытался разобраться корр. ИА Приморье24.
Владивосток, ИА Приморье24. В октябре приморские депутаты приняли краевой закон "О патентной системе налогообложения на территории Приморского края", который вступит в силу с 1 января 2013 года. В том, чем краю "грозит" новая система, а в чем ее преимущества, попытался разобраться корр. ИА Приморье24.
Под действие новой системы попадет 47 видов предпринимательской деятельности, иными словами — максимум от разрешенного федеральным центром числа. Среди них - такие распространенные и востребованные, как розничная торговля, общепит, грузовые и пассажирские перевозки, парикмахерские и косметические услуги. Несомненным плюсом введения патентной системы является то, что сумма, которую платит предприниматель в бюджет, не зависит от его фактических доходов, налоговая декларация в налоговые органы не представляется, а порядок ведения учета значительно упрощен.
Наши, приморские депутаты поддержали предложение снизить размер годового дохода по такому виду деятельности как "Услуги по присмотру и уходу за детьми и больными с количеством работников от 11 до 15 человек" до 500 тысяч рублей в год. Не секрет, что в свете нехватки мест в государственных садиках, услуги частных детских садов сегодня более чем востребованы, так что необходимо всячески поддерживать тех, кто помогает городским властям решать проблему нехватки мест в детских дошкольных учреждениях.
Вообще, индивидуальный предприниматель, работающий на основании патента, освобождается от уплаты НДС, НДФЛ, налога на имущество. В случае приобретения патентов предприниматели могут забыть о подаче налоговых деклараций и бухгалтерском учете, имеют право отказаться от кассовых аппаратов. Сумма налога, наконец, исчисляется из расчета 6% от размера потенциального дохода, а не 13%, как, скажем, при начислении налога на доходы физических лиц. Успели устранить парламентарии и другое несовершенство законопроекта. В первоначальном варианте при оказании услуг по сдаче в аренду помещений, дач и земельных участков, размер потенциально возможного к получению дохода для помещения площадью до 100 кв.м составлял 185 тысяч рублей, а более 100 кв.м. – 10 миллионов рублей. В результате, предприниматели, сдающие в аренду участок или помещение площадью 101 кв.м платили бы за патент в сотни раз больше, чем те, кто владеет помещением в 99 кв.м. В новой редакции размер дохода возрастает постепенно по мере увеличения площади на 50 кв.м. По аналогии применили и к другому виду деятельности - услугам общественного питания.
Отчисления от данного налога в размере 100% будут поступать в бюджеты городских округов и муниципальных районов — и это тоже, судя по всему, похвальная инициатива. Настораживает другое. Уже сейчас известно, что в подавляющем большинстве регионов при прочих равных условиях "за патент" придется заплатить заметно больше, чем в нищей, обескровленной и обездоленной Москве, где, как известно, бизнес дохода не приносит вообще. Такая дифференциация наводит на мысли о том, что не все гладко и в остальных аспектах закона.
На бумаге у нас, как водится, все выглядит гладко и даже более чем, но как будет работать после принятия законопроекта — мы, фактически, узнаем не раньше следующего года.
Справка ИА Приморье24:
Законопроект устанавливает размер потенциального дохода, который могут получать индивидуальные предприниматели за год по каждому из видов деятельности. По одним из них данный размер зависит от количества транспортных средств, по другим – от численности работников. При применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, но не более 15 человек за налоговый период по всем видам предпринимательской деятельности. Применение патентной системы предусматривает освобождение предпринимателя от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц и налога на добавленную стоимость. Годовая стоимость патента определяется исходя из потенциально возможного к получению годового дохода по виду деятельности, и налоговой ставки 6 процентов.