Восковая кукла ожила
Роберт Паттинсон стремительно отделывается от облезлого костюма Эдварда Каллена - результат впечатляющий.
"Космополис" Дэвида Кроненберга — в своем роде идеальный фильм. Основанный на книге сугубо разговорного жанра, он представляет максимально широкое поле для размышлений самого разного толка. От антифашистского до пробуржуазного — выбирай на вкус. А дело-то в одном: Роберт Паттинсон наконец-то сыграл свою первую приличную роль.
Скучающий миллиардер (по другой версии — всего-то мультимиллионнер, но кто же будет считать чужие деньги?) Эрик Пэкер едет стричься. Меньше, чем через сутки, его состояние обратится в ничто — и принц станет нищим. Все как в сказке. Он не успевает на биржу, а в его белый лимузин постоянно, с какой-то дьявольской назойливостью подсаживаются совершенно незнакомые товарищи. Перечислять их поименно — нет никакого смысла: они настолько колоритны и разноплановы, что лучше бы увидеть их своими глазами.
Сегодняшний Кроненберг, конечно, уже не тот, что был вчера. Автор шедеврального "Паука" и невероятной "Экзистенции" скатился до уровня невнятного "Опасного метода". Ну в самом деле — что это такое: человек переосмысливал Кафку и основы гуманизма, а дошел до пошловатых анекдотов из жизни Зигмунда Фрейда? Казалось бы, песенка спета. Но все, к счастью, оказалось гораздо сложнее.
И народ, и верховодящий им капиталистический класс — оба по Кроненбергу оказываются одинаково дурны, плохи и никудышны. Да, иметь миллионы — это не очень хорошо, но не иметь миллионов — куда хуже. И каждый новый персонаж "Космополиса" - лучшее тому подтверждение. В оригинальном романе Дона Делилло (читается, кстати, на одном дыхании) диалогам и внутренним метаниям главного героя была уделена не то чтобы львиная — слоновья часть текста. Кроненберг от нее отмахивается с нечеловеческой легкостью: вот мы видим восковую куклу наследника Тутти, вот кукла задумчиво трет подбородок, вот кукла оживает. Стоп.
Роберт Паттинсон ("Милый друг", "Воды слонам!", сами знаете какая экранизация Стефани Мейер), кажется, впервые за свою карьеру сыграл персонажа, который может оцениваться, как минимум, неоднозначно. Этому утомленному богачу хочется сочувствовать — и ненавидеть его одновременно. Это как если бы ночной Кристиан Бэйл из "Американского психопата" днем работал бы Кристианом Бэйлом из "Темного Рыцаря". Он пресыщен, все познал, все постиг (или, по крайней мере, уверен в этом), но самое главное — начиная типичной восковой куклой, он оживает уже к двадцатой минуте, перевоплощаясь в жертву собственной идеальности.
Анархисты, тортометатели, проповедники, правозащитники атакуют его снежно-белый лимузин, и, что самое главное, при всем этом лицо его остается неизменным. Но это не та неизменность, что была в "Сумерках", - здесь она к месту. Человек устал. Человек едет стричься. Человеку мешают. Человек отбивается от зверей.
Королям мира тоже бывает скучно. На вершине Земли иногда совершенно нечем заняться. Когда выше тебя только звезды, некуда даже плюнуть, и нет ни одной урны, чтобы выкинуть недокуренную сигарету. У тебя на счетах миллионы, а ты даже постричься спокойно не можешь, да что там — и пятисот метров не можешь проехать, чтобы тебя не потревожил какой-нибудь свободолюбивый дебил, которому счастья-то надо как Шуре Балаганову — пять тысяч четыреста рублей. А дальше все будет очень хорошо.
Нет. Не будет.