Без вины виноватые?
Очередное громкое происшествие "прославило" Владивосток на прошлой неделе - обрушилась часть дорожной насыпи на новой трассе "Седанка-Патрокл". Но так ли очевидна вина подрядчика? Не пытаются ли на компанию "ТМК" под горячую руку спустить, что называется, всех собак?
Очередное громкое происшествие "прославило" Владивосток на прошлой неделе - обрушилась часть дорожной насыпи на новой трассе "Седанка-Патрокл". СМИ моментально подхватили благодатную тему - стоимость трассы (всюду звучит цифра в 29 миллиардов рублей) и вину подрядчика не обсуждал, кажется, только ленивый. Оперативно было возбуждено уголовное дело, о злосчастной трассе достаточно резко высказывались и премьер Медведев, и губернатор Миклушевский.. Но так ли очевидна вина подрядчика? Не пытаются ли на компанию "ТМК" под горячую руку спустить, что называется, всех собак?Уже обнародована информация, что причиной, способствовавшей разрушению трассы, явились недоработки проектно-сметной документации и несвоевременное выполнение работ по устройству сооружений для сброса воды с проезжей части дороги, а работы по их созданию и обслуживанию к оплате не предъявлялись. Ключевой момент в этом - именно "недоработка проектной документации". То есть ошибки были с самого начала, и новая дорога была обречена чуть ли не с самого рождения.Эта часть трассы успела побывать в эксплуатации, то есть заказчик выполненные подрядчиком работы принял и, видимо, остался удовлетворен их качеством. Любой строитель знает, что проверок перед тем, как работа будет сдана, предстоит пройти великое множество. Тут и технадзор заказчика, и авторский надзор проектировщика, и государственный строительный надзор. Едва ли инспектора приняли бы объект, если бы имели место разночтения с проектной документацией. По словам директора НП СРО "Альянс строителей Приморья" Сергея Федоренко, "И технадзор, и авторский надзор, и госстройнадзор, и заказчик примут объект только тогда, когда подрядчик все сделает точно по чертежам."Известно, что согласно ст. 60 ГрадКодекса РФ солидарную субсидиарную ответственность наряду с саморегулируемой организацией несет и организация, проводившая госэкспертизу. Но давайте рассмотрим сам проект и обратим внимание, заложены ли в него мероприятия по водоотведению, дренаж, ливневка. А почему насыпь имеет такой крутой угол откоса? Одними упованиями на прочность габионовых стен, как показала практика, в этом деле не обойтись.Все последние годы сильные мировые тайфуны обходили Приморье и Владивосток в частности стороной. Можно говорить о везении, но - так уж сложилось. Если сейчас "полоса везения" закончилась, то, вероятно, край впереди ожидает еще немало подобных аварий. И в сложившейся ситуации не следует забывать, что подрядчики - лишь самое последнее звено в цепочке производства. Ведь и окончательные виновные в "дефризовской" аварии все же будут названы лишь после проведения независимой экспертизы, которая займет примерно неделю.А сейчас к делу уже подключились и прокуратура, и следственный комитет. Самое главное - это, разумеется, безопасность всех, кто движется по трассе, а также тех, кто живет поблизости от нее. Но в погоне за виноватыми не стоит забывать и о безопасности репутации тех, кто может скоропалительно попасть "под горячую руку".