"Мрачные тени": фрики не меняют профессию
По мнению нашего кинокритика, Тим Бертон окончательно погряз в самоповторах, и от оскомины постмодерна не спасает даже любимый фрик Джонни Депп. Не согласны?! Бегом в кино!
Режиссер: Тим Бертон
В ролях: Джонни Депп, Ева Грин
Сюжет: Владелец поместья Коллинвуд, Барнабас Коллинз, богат и слывет неисправимым Казановой, пока не совершает роковую ошибку, разбив сердце Анжелики Бошар. Будучи ведьмой, она обрекает его на судьбу, худшую, чем сама смерть — обращает его в вампира и хоронит заживо. Два века спустя Барнабаса случайно освобождают из склепа, и тот оказывается в изменившемся мире 1972 года. Он возвращается в Коллинвуд и находит в руинах некогда величественное здание. Жалкие потомки его семьи сохранились лишь немногим лучше родового гнезда, и у каждого из них есть свои "скелеты в шкафу".
"Мрачные тени" Тима Бертона, выросшие из одноименного телесериала, транслировавшегося в США с 1966 по 1971 год, максимально отстранены от первоисточника. Оно и понятно: проще удовлетворить неофитов, нежели потрафить поклонникам оригинала. Поэтому основное действие картины происходит в 1972 году, в то время, пока далеко за пределами североамериканского континента продолжается кровопролитная война за демократию, а в Белом доме плотно засел ненавистный многим Ричард Никсон. Для вящей правдоподобности в кинопространстве обитают хиппи, а из стереосистем доносятся голоса ныне покойного Марка Болана и ныне здравствующего Оззи Осборна.
Оригинальные "DarkShadows" в свое время сменили в сетке вещания канала популярную "Семейку Аддамс", сведенную до полнометражной версии в начале 90-х. Учитывая, что Бертона тянет на фриков и нечисть почище, чем мартовского кота на валерьянку, экранизация "Теней" вышла предсказуемо вычурной в своей барочной готичности, где каждая краска в палитре максимально ярка, да так, что аж слепит неподготовленный глаз. Выбеленный до состояния накрахмаленной скатерти Джонни Депп в роли кумира своего детства вампира Барнабаса Коллинза проделывает трюк Ивана Васильевича Бунши, только в обратном временном направлении.
Масскульт, зараженный сегодня вирусом вампиризма, в новом витке постмодернизма начал постепенно пережевывать сам себя, дойдя до уровня самопародии. К чести Бертона, его Коллинз выступает в роли музейного экспоната, наравне с окружающими его рокерами и "небритыми парнями". Все мертвы, детка. Это такое необязательное ретро для особо ностальгирующих по эпохе 70-х, где постмодернизм почти укладывает на лопатки ревизионизм. Для публики попроще у режиссера припасены махровые мерзости, вроде "покадровой" пересъемки клипа на песню Боба Синклера "Kiss my eyes" или оригинального использования нижнего белья героины Евы Грин.
Бертону приходится отрабатывать контракт, заметно упрощая свой стиль, по десятому кругу проговаривая одни и те же вещи, которые от него ждут зрители и продюсеры. Интересно, ему самому это еще не надоело? Даже нежно любимая Тимом продукция хаммеровцев (в фильме, кстати, есть "скрытая" встреча двух культовых вампиров) при всей своей поточности отличалась неким разнообразием. Хотя вполне возможно, господин Бертон в итоге выбрал путь крайне дорогого, но все же Эда Вуда, правда, насмерть зажатого в тисках студий.
Впрочем, в нулевых каждый новый фильм Бертона был упрощенной адаптацией отдельного мифа современной поп-культуры, куда трудолюбивый режиссер вставлял картонную фигурку друга и фриказоида Джонни Деппа, а также строгал в варево знакомые ингредиенты.
Грустно констатировать, но подобная метода безнадежно устарела и вызывает скорее раздражение, нежели умиление от очередной встречи.
Бертоновская самоцитата из "BigFish", для пущей убедительности повторенная в "Тенях" дважды, как нельзя хорошо подчеркивает настоящее состояние режиссера – в любимом пруду практически не осталось места для дальнейшей полноценной жизни. В перспективе только самоуничтожение или поиск нового водоема.