"Мстители": Блокбастер всмятку
Кажется, экранизации "веселых картинок" дрейфуют от космического масштаба к повести о ненастоящем человеке. Но по "Мстителям" этого не скажешь.
Режиссер: Джосс Уидон
В ролях: Роберт Дауни-мл., Марк Руффало
Сюжет: Локи, сводный брат Тора, возвращается, и в этот раз он не один. Земля на грани порабощения, и только лучшие из лучших могут спасти человечество. Ник Фьюри, глава международной организации Щ. И. Т., собирает выдающихся поборников справедливости и добра, чтобы отразить атаку. Под предводительством Капитана Америки Железный Человек, Тор, Невероятный Халк, Хоукай и Черная Вдова вступают в войну с захватчиком.
"Мстители" Джосса Уидона со дня объявления проекта были любопытным вызовом для своих создателей – сможет ли большой супергеройский формат, безнадежно "угробленный" "Хранителями", заново возродиться из пепла. Отчасти проблему попытался решить еще Мэттью Вон в приквеле "Людей Икс", однако вектор несмыкающейся паззловости характеров и поступков, указанный картиной Зака Снайдера, сохранился и в "Первом классе".
"Мстителям" предстояло своей монументальностью встать в авангарде более привычных нулевым комиксов – условное добро бьется с таким же деперсонифицированным злом и одерживает обезличенную победу ни для кого. Для этой цели разношерстная команда супергероев ощутимо сводится к определенной поведенческой догматике, где особым образом табуируется само понятие индивидуальности.
Именно поэтому скрупулезно собранные с миру по нитке "Мстители" (для полного комплекта не хватает спин-оффа про Человека-муравья) больше напоминают нежизнеспособный комиксоид, нежели ладно скроенный и подогнанный по размеру на аудиторию костюмчик. За то время, пока Marvel по кусочкам кропотливо собирал свою историю, носясь с ней, как курица с золотым яйцом, условия игры ощутимо изменились, о чем, к примеру, красноречиво свидетельствовала неудача таких амбициозных "галактических" проектов как "Зеленый фонарь".
Кажется, времена больших комиксов, где нет места индивидуальности, которая поглощается глобальностью, начинают постепенно незаметно уходить в прошлое, уступая место периферийным историям про недосупергероев, чьи главные таланты заключаются как раз в их недостатках.
Все вместе мстители обнажают свой главный просчет – неумение существовать в команде как яркие и неординарные личности. Это по-прежнему межгалактические рабы неких вселенских заговоров, призванные защищать человечество в целом, но не отдельного индивида в частности. Команда-звезда, где каждый вынужден таскать рояль (но не играть на нем), вне зависимости от своих регалий и особенностей. От того и счет жертв смертоносной космической атаки ведется нехотя, словно и не переживала Америка 11 сентября или поспешила забыть о трагедии.
Спору нет, Тони Старк по-прежнему чертовски остроумен и мастерски жонглирует юмором, а Стив Роджерс невыносимо зануден в своей правильности. Однако именно отдельные истории придавали этим персонажам некоторую полифоничность или даже зрительскую ориентированность по характеру супергероя, безнадежно сглаженную в общей истории. О каком развитии характера может идти речь, когда необходимо в очередной раз спасать Америку от ущемленного самолюбия пусть божественного, но подростка?
Помимо этого, "Мстители", созданные, очевидно, гиками для гиков, пребывают на обочине модных тенденций других современных комиксовых экранизаций, как вплетение заведомо параллельной реальности в настоящий мир с его страхами и проблемами. В отличие от подчеркнуто гуманистических новых "Людей Икс", Уидон упрямо делает ставку на олдскул и крошево, чем отсекает от своего фильма более взрослую аудиторию, потянувшуюся к экранизациям цветных картинок за усложнившемся месседжем и поднимаемыми проблемами.
Сейчас такие трюки больше принадлежат бездумному развлекалову не самого высокого пошиба, штампованному Майклом Бэем и Тимуром Бекмамбетовым. Кто бы мог подумать, что даже в комиксоидах когда-то зазвучит практически цоевское – "Перемен, мы ждем перемен"?