Медработники ответят за подарки от фармкомпаний
Ограничения на прием подарков врачами от фармкомпаний вступили в силу 1 января 2012 года — речь идет о статье 74 закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ».
В Институте законодательства при правительстве РФ заявили о необходимости ответственности врачей за принятие подарков от фармкомпаний.
Дело в том, что еще с начала года действует норма, запрещающая врачам принимать подарки и участвовать в различных оплаченных поездках, однако ответственность за ее нарушение не установили. Известна схема, по которой фармакологи продвигают свой товар среди врачей — те в результате выписывают пациентам дорогие импортные лекарства вместо доступных аналогов. Три года назад Владимир Путин констатировал, что между фармацевтами и врачами сложилась «явно ненормальная практика».
Ограничения на прием подарков врачами от фармкомпаний вступили в силу 1 января 2012 года — речь идет о статье 74 закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ». Так, медработники могут принимать подарки от пациентов и их родственников стоимостью не более 3 тыс. рублей, однако от организаций, занимающихся производством или реализацией лекарственных препаратов, получать подарки категорически запрещается. Также запрещено принимать оплату развлечений, отдыха и проезда к месту отдыха.
Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ (ИЗиСП), который занимается разработкой масштабных нормативных актов — например, последнего свода поправок в ГК, и Ассоциация международных фармацевтических производителей (AIMP) на прошлой неделе представили исследование о новых запретах для врачей. Основной вывод, к которому пришли юристы: мер ответственности за нарушения этих норм в российском законодательстве нет.
Глава ИЗиСП Талия Хабриева ожидает введения материальной ответственности врачей, как это предусмотрено в Германии, а также мер административной ответственности. «Кодекс нужно совершенствовать, потому что есть страны, которые ориентируются исключительно на этические нормы, как, например, США. Там медицинские работники приравнены к гражданским служащим. На них распространятся все запреты, которые введены для публичной государственной службы», — сказала Хабриева. По ее словам, соответствующий законопроект об ответственности врачей сейчас готовится, но пока не оброс необходимыми согласованиями и в весеннюю сессию принят не будет.
Хабриева сообщила, что видя законодательный пробел, многие регионы выпустили собственные нормативные акты об ответственности врачей. «Они буквально прочли текст закона и выпустили акты, которые противоречат его нормам, потому что принятый закон адресован не органам власти, а медицинским и фармацевтическим работникам. Когда в статье говорится о том, что прием медицинских представителей должен осуществляться в соответствии с порядком, это означает прямую обязанность руководителя медицинского учреждения определить этот порядок», — комментирует юрист.
Сейчас прорабатываются изменения в ряд законодательных актов, согласно которым руководители учреждений смогут демонстрировать своим сотрудникам предоставленные фармацевтическими компаниями разрешенные материалы, но только в нерабочее время. По 74-й статье к подаркам не относятся информационные материалы, касающиеся лечения, журналы, буклеты, компакт-диски, образцы лекарств, переданные медработнику, а также наглядные материалы, такие как макет уха или носа. Используя в практике макет уха, врач вряд ли возьмет его себе в качестве подарка, объясняют представители ИзиСП. При этом закон запрещает врачам передавать какие-либо информационные материалы или образцы лекарств пациентам.
Опрошенные «Маркером» участники фармацевтического рынка признали, что действующий несколько месяцев закон еще сыроват. Другая острая проблема — отдых врачей за счет фармкомпаний. В законодательстве пока что нет определения развлекательного мероприятия, при этом статья 74 предусматривает запрет на получение медработниками денежных средств на оплату развлечений, отдыха и проезда к месту отдыха. Есть сложность в разграничении научных мероприятий, которые не запрещены, и, например, похода в ресторан на ужин в рамках научного мероприятия. Выделить отдых из научного мероприятия юридически невозможно, говорит Хабриева.
Исполнительный директор AIMP Владимир Шипков считает, что компании следят за соотношением сугубо научной и ненаучной деятельности. «На мой взгляд, кофе-брейки не менее научны, нежели непосредственно пленарные заседания, поскольку зачастую именно в рамках кофе-брейков идет предметный разговор. Конечно, если кофе-брейк длится в течение всего дня, то это дисбаланс», — сказал он.