У нас была великая эпоха

Открывшаяся 22 марта выставка "Портрет эпохи" заставляет задуматься о правде жизни и правдивости искусства.

fb13324868021.jpg

Порой кажется, что страшнее, чем XX век, времени просто не существовало. Для России - уж точно: война за войной, смерть, тираны, насилие, двоемыслие (спасибо Оруэллу и "1984" за неустаревающий термин). Это впечатление искусно подогревается с разных сторон - примеров только из недавнего времени можно привести множество. Прошлое наше - не то. Прошлое наше - табу. Учебники можно переписать. Голосования за великих деятелей эпохи - исправить. Двадцатым веком, как рогатой козой, пугают нынешних бородатых детей из Интернета. И зачем спорить, если можно обратиться к тем, кто начал свою жизнь вровень с эпохой? Даже если их уже нет среди нас - искусство немым не бывает.Разглядывая экспозицию Елены Афанасьевой "Портрет эпохи", поражаешься даже не изумительной авторской технике, бесконечной работоспособности и неутомимости взгляда художницы. Глядя на эти работы, очень сложно заставить себя поверить, что ровеснику столетия по силам переиграть время, пусть не по календарю, но где-то на ином, неизмеримо высшем уровне. Время выкидывает белый флаг, XX век открывает ворота, сдаваясь. Это как если бы ты шел к дракону, чтобы убить его, изжить его со свету и из себя, а, дойдя до пещеры, взглянул ему в глаза, помолчал, и пошел обратно.У нас была великая эпоха. Хрустальная - когда смотришь в прошлое сквозь полупрозрачную пелену акварелей, монохромных ли, робких ли, подчас даже нежных тонов, осознаешь это особенно отчетливо. Хрусталь - хрупок. Хрусталь - бьется. И эпоха билась, раскалывалась на куски, с острыми, рвущими плоть в клочья краями. Враг у ворот, безликие немецкие оккупанта торопливо тащат из музеев награбленное, поодаль, схематично, словно вырезанный быстрыми ножницами, силуэт офицера - командует, куда нести. И тут же - уверенной, справедливой, героической мощи плакат - "За Родину!". Иногда осколки ранят тех, кого нужно..У нас была великая эпоха.Черно-белая. Быт маленьких прачек и солдатские будни. Латаное белое постельное белье в сером тазу и грязные серые шинели на продрогших плечах под равнодушным увесистым снегом. "Двое в буденовках" - стоят спиной, так, что красных звезд на самих буденовках и не видно, но звезды эти горят сквозь снежную мглу, оставляя в ее телесах свои лучи. Березы, зимние, с тонкими, будто обугленными ветвями, стоят тесно, держатся друг за дружку, не желая бросать в беде. В строю - как перед расстрелом. Ведь пока выстрел не прозвучал, можно надеяться, что он не прозвучит в густом синем небе никогда, и все останется на своих местах. Черный дым из труб в оглушительной тишине городской симфонии.У нас была великая эпоха.Кроваво-красная. Красные звезды. Красные погоны. Красные околыши на фуражках. Красные знамена. Красные лозунги и транспаранты. Красные заводы. Красные банты. Красные платья. Красные самолеты. Красный горох на белом платье. Красная кровь на бинтах. Красная площадь. Красный уголок в доме. "Красный" - значит, красивый. Красота - страшная сила. "Красный" - значит, "страшный"? Ничуть. Красный - это раненый солдат в госпитале, на койке, в бреду, не узнающий санитарок и докторов, самого себя не узнающий. И твой красный цвет на палитре, потому что все, что ты можешь для него сделать, это нарисовать, нарисовать быстро, за пять минут, потому что - кто знает - следующих пяти минут может не быть, и рисовать будет некого.У нас была великая эпоха.Дети читали бумажные книги на какой-то особенной, шероховатой и в то же время ласковой бумаге. Смотрели диафильмы и выписывали "Мурзилку". Взрослые ходили в театры, смеялись и плакали с любимыми актерами, дарили цветы, кричали "Браво!", караулили у дверей. Праздники были радостными, траур - печальным, но глаза смотрели вперед с надеждой и верой, пусть не у всех, но - у многих. Акварели Елены Афанасьевой - не исторический документ, как говорится в протокольном языке, "силы не имеет". Но эти картины, наброски, эскизы лично мне о безумном чудовище по имени "XX век" сказали больше, чем оперативно снятые "к дате" очень документальные картины центральных телеканалов. Как, впрочем, и о прекрасном рыцаре по имени "XX век" - тоже.Выставка Светланы Афанасьевой будет работать в Музее им. В.К. Арсеньева до 20 мая. Спешите успеть.

Другие материалы рубрики "Интервью"
9c6b20ac0bad7d0faf565dafae5c3252096f144c.jpeg

Педагог из Владивостока стала участницей Форума классных руководителей

Ольга Астахова получила благодарственное письмо от президента России Владимира Путина

1347d055233dbd7d6fbae6c695cb73a37f8dfa05.jpeg

«Любовь - это электрический разряд»: звезда «Ронина» о чувствах и сериале

Дмитрий Паламарчук - в интервью РИА VladNews

7453e30b8b131e6078395c51de45542d4d592ee1.jpeg

«Любовь — это космос»: Елизавета Гончаренко о сериале «Планетяне»

Эксклюзивное интервью актрисы на РИА VladNews