Аквабайк сродни спидвею, тоже без тормозов
В Аризоне американцы предложили ему продолжить спортивную карьеру в США, предложение, "от которого нельзя отказаться", но Алексей решил найти отечественного инвестора, "чтобы за Россию поездить, за Приморье" и отказался... пока.
Шесть лет понадобилось Алексею, чтобы стать одним из сильнейших аквабайкеров мира. Недавние соревнования, проходившие в США, тому подтверждение. Там, на озере Хавасу в Аризоне, к бесчисленным спортивным наградам Алексея прибавился чемпионский кубок, завоеванный на самых престижных мировых соревнованиях "Mark Hahn Memorial 2012".
Алексею 30 лет, он родился и вырос во Владивостоке, здесь получил среднеспециальное образование, женился и сегодня живет в нашем городе с женой и двумя детьми. В прошлом году стал чемпионом России по аквабайку в классе ралли-рейд. Как пошутил Алексей, "если бы позволяли квадратные метры, из всевозможных наград медалей, кубков, грамот, можно бы было устроить музей своих достижений".
Твои занятия спортом сразу начались с аквабайка?
До аквабайка я занимался различными видами спорта. Я, наверное, во все могу играть, разве что только балетом не занимался. Перед тем как в США уезжать, я участвовал во Владивостоке в чемпионате по дворовому хоккею, на воротах стоял. Наша команда заняла первое место. Еще в 98 году среди любительских хоккейных команд был даже признан лучшим вратарем. Кубок хрустальный дома. Считаю, что во всем надо быть первым.
Какие правила в соревнованиях по аквабайку?
На Хавасу надо было пройти 30 кругов по 22 километра каждый. Стартуют все скопом. Как только первый, пройдя всю дистанцию, пересекает финишный створ, по нему дается "отсечка" всех участников. Там уже считается второе, третье места, по общему количеству кругов у каждого. Время учитывается только самое лучшее на круге.
И у кого самое лучшее время на круге было?
Самое лучшее у Уорнера – итальянца, второе у француза Постарелло. Третье у меня.
Русские там первый раз участвовали?
Нет, не первый, я знаю, что в прошлом году там был Денис Беликов. А я, да, первый раз поехал, можно сказать, "прорвался на босу ногу" и завоевал первое место в своем классе и пятое место в абсолюте (среди всех участников).
Как "на бесу ногу", просто так, взял и поехал?
Ну, практически. Получил приглашение от организаторов и поехал.
"Водник" (водный мотоцикл) в Америку свой вез?
Нет. Хотя все свою технику везут. Заранее готовятся. Команда - пилоты, механики, байки, квадроциклы, до шести человек в команде…
А зачем квадроциклы?
Большая протяженность гонки, бак бензина там прогорает очень быстро и, чтобы заправиться, надо вытащить "водник" на берег на семь метров от воды, заправиться и обратно. Для этого нужен квадроцикл с телегой. Заправляешься через каждые 7-8 кругов. Я за гонку выпалил примерно 600 литров – 3 бочки бензина.
И у вас все это было?
Да ничего у нас не было. Водник приобрел Андрей Яковлев - мой напарник из Москвы… Там уже американцы помогли из "Буллит проф мотоспорт", серьезная компания, строят багги для песочных гонок, они нам "квадрик" полноприводный предоставили и помогли во всем остальном, работали как сплоченная команда, что, собственно, и требуется на соревнованиях.
А мотоцикл часто меняется?
Почти каждый год. Техника на таких оборотах долго не живет. Гонка шесть часов, надо самому представить: это как на автомобиле, если поставить первую передачу, упасть на педаль и "погнали", понятно, сколько машина проживет. У нас вот поломка случилась... Есть дисциплина "аэр-мен", где один пилот проходит всю гонку, а мы менялись каждые 4-5 кругов, я как раз поменялся. На 28-м круге у Андрея масло закипело, оборвало поршень - и все. Но намотали столько кругов, что это позволило занять первое место, даже сойдя с дистанции.
Расскажи про Чемпионат России?
Ну, я с 2011 на таких серьезных соревнованиях ездить начал, чемпионат России выиграл, он в Москве, в Строгино проходил. Я на одном "воднике" выступал в двух классах – в одном можно гонять только на движке с базовыми параметрами, разрешен только апгрейд корпуса: седлушки, слипера для ног, руль, т.е. все навесное, а двигатель с водометом должен оставаться стандартным. У меня такой и был, но меня засудили, до всего докапывались, после каждого заезда приходили, хотя предварительную техкомиссию я прошел. А на ралли-рейде, где можно менять все, в том числе и двигатель доводить, как тебе надо, я первым пришел.
Чем-то отличается река и море?
По морю тяжелей ездить. Москвичи по морю не любят: выносливость нужна. По волне же, как по ухабам, а по пресной воде ровненько "запиливаешь" и все.
А какая скорость на таких соревнованиях?
За сто, средняя скорость 110-115. На кольцевых у француза Реуса , Ямаха 550 кубов дует под 150. А так, мировой рекорд скорости на сегодня - 101 миля на дистанции 400 метров по гладкой воде, это 150-160 километров в час.
Кто-то тебе помогает, есть инвесторы, спонсоры, это же все - дорогое удовольствие, тем более участие в российских или международных соревнованиях?
У меня нет никакой поддержки ни от края, ни от спорткомитетов, да они обо мне мало что знают. Друзья помогают, аквабайк - это дорого, без поддержки трудно, например, чемпионат мира скоро, в сентябре третий этап пройдет во Владивостоке, помощь, конечно нужна. Нужен постоянный спонсор, который закроет все расходы и спортсмену останется только работать на результат.
Беседовал Сергей Нелюбин