"Железная леди": брешь в броне

Даже те, кто знаком с Тэтчер лишь по ее цитатам из интернета, понимают, насколько величественней, беспощадней и могущественней была эта женщина, чем показано в фильме.

eb13312581520767.jpg

В этом году на российские экраны вышло два неоднозначных байопика о двух неоднозначных политических фигурах. Чуть раньше зрители смогли оценить разгромленную критиками драму о самом влиятельном человеке Америки, бывшем главе ФБР Джоне Эдгаре Гувере. Теперь в кинотеатрах властвует "железная леди" Маргарет Тэтчер. Что там не заладилось у старика Иствуда, непонятно. А вот от режиссера мюзикла "Мамма MIA!" никто и не ждал откровений. Тем не менее, "Железная леди" Филлиды Ллойд получилась вполне смотрибельной. Особой заслуги режиссера тут нет, всем очевидно, что фильм сделала совсем другая женщина.

Железная леди впервые предстает перед зрителями вовсе не в доспехах: вместо великого лидера мы видим потерянную пожилую женщину, она покупает пинту молока, удивляясь подскочившей цене, как обыкновенная, рядовая пенсионерка. И никому в магазине невдомек, что перед ним сама Маргарет Тэтчер.

Так получилось, что и к концу фильма "великую и ужасную" Маргарет Тэтчер зрители так и не увидели. Вначале нам показывают героиню в глубокой старости. Она то и дело разговаривает с умершим мужем, пересматривает старые видеозаписи, придается воспоминаниям. Несмотря на внимание прислуги и дочери, Маргарет выглядит невероятно одинокой и несчастной.

Мэрил Стрип в этих сценах невероятна, хотя бы просто потому, что ее совершенно не видно за экранным образом, происходит полное перевоплощение. Конечно, тут большую роль играет грим, который безупречен, так же как исполнение Стрип. Так что "Оскары" у фильма, несмотря на все его недостатки в обоих случаях вполне заслуженны.    

Затем зрители видят молодую Маргарет, которая еще совсем не Тэтчер, а всего лишь Робертс. Первые сцены получились очень слабыми. Слишком очевидными, утрированными и не всегда естественными. Юная Мэгги с метлой в руках, грустно смотрит в след нарядным девушкам, спешащим на танцы. Чтобы зрителю было кристально ясно, что нашей работящей героине не до развлечений, она дама серьезная и рождена для большего. 

Затем мы слышим слова ее отца, который с пафосом вещает, что-то вроде "нельзя идти на поводу у толпы" и тому подобное. И конечно, стандартный момент, когда главная героиня узнает, что поступила в Оксфорд, что в зарубежных фильмах почти всегда равносильно блестящему будущему. Реакция родителей очевидна: отец и сам немного политик, гордится дочерью, а мать, которую в фильме показывают убежденной домохозяйкой, счастливой не выглядит. Предсказуемо и банально. Кстати, таких демонстративных "киношных" эпизодов, в фильме предостаточно и смотрятся они неуместно мелодраматично, особенно ужасная сцена с детьми, бегущими за машиной.  

Расстроило то, что переход от молодой женщины, делающей первые шаги в большую политику, к состоявшейся политической фигуре вообще никак не показан. Раз кадр – слегка напуганная, но полная решимости Александра Роач, два кадр – уверенная и непоколебимая Мэрил Стрип.

С одной стороны, действие с таким поворотом стало более насыщенным, с другой – лишило возможности наблюдать характер в развития. Когда в центре такая великая личность, хочется увидеть ее становление. А получилось, что миссис Тэтчер вдруг разом стала этакой глыбой. Впрочем, это еще громко сказано, мы конечно видим талантливого политика и сильную женщину, очень похожую на Маргарет Тэтчер, но едва ли это "железная леди" в полной мере. Даже те, кто знаком с Тэтчер лишь по ее цитатам из интернета, могли понять, насколько величественней, беспощадней и могущественней была эта женщина.

Впрочем, у фильма есть и несколько действительно хороших, запоминающихся эпизодов. Например, сцена со "старой" Тэтчер на приеме у врача. Монолог героини очень неплох со сценарной точки зрения, а уж как он исполнен! Персонаж буквально преображается на глазах, и сквозь печать прожитых лет мы видим женщину, полную сил и решимости изменить свою страну к лучшему. Бесценный момент, когда действительно ощущаешь стальную волю Тэтчер и понимаешь, что слоган фильма "Never compromise" – не пустой звук. 

Достаточно драматичным получился эпизод, где премьер-министр пишет письма семьям погибших: Мэрил Стрип на недосягаемой высоте, настолько сдержанно и в то же время глубоко эмоционально она показывает состояние своей героини.

С технической точки зрения тоже не все гладко. Свет, костюмы и декорации хороши. Монтаж стандартный, но точно не плохой. А вот операторская работа неровная: были интересные ракурсы, но частые и слишком уж крупные планы вызывали недоумение, еще хотелось больше статичности, мельтешение камеры очень мешало, особенно в драматических сценах. Не хватило и мощного музыкального сопровождения. Музыка в фильме запоминается только своей неуместностью в некоторых моментах. Все-таки настоящая драма не может состояться без достойного саундтрека.    

В заключении хочется отметить, что хотя "Железная леди" – спорный фильм, не лишенный недостатков, он, безусловно, достоин зрительского внимания. Хотя бы из-за выдающейся игры Мэрил Стрип. Приятного просмотра.

Актуальная тема

Сказка может быть настоящей

Побывали в резиденции рождественского деда

thumb_398307_news_xl_crop.jpeg
Другие материалы рубрики "Интервью"
0d476bade71a52ffd02bf10a079c72d84d80b753.jpeg

Актер Михаил Кремер: «Постоянно представляю Владивосток – это успокаивает»

О съемках, мечтах и достижения цели Михаил рассказал в эксклюзивном интервью РИА VladNews

телефон.jpg

ВТБ определил топ-3 актуальных схем телефонного мошенничества

Мошенники представляются банковскими работниками, операторами связи или сотрудниками госструктур

54ca12b6d70e10670441c4b1e9ae8318566be359.jpeg

Как выбрать мед на зиму: рекомендации от приморского эксперта

Жителям края рекомендуют покупать продукт у производителей, например, на ярмарках