"Стыд": интеллектуальная порнография
Обозреватель ИА "Приморье24" оценил "самый шокирующий фильм года", который недавно вышел в прокат во Владивостоке. Насчет шока не соврали. В первые же минуты фильма показали, как говорится, всё.
Стыд – чувство знакомое каждому. Но причины, по которым в душу закрадывается это неприятное ощущение, могут разниться очень сильно. Глупо краснеть из-за каждой мелочи, но гораздо хуже совсем лишиться моральных ориентиров и забыть о том, что вообще такое этот стыд. Так можно не только причинить боль окружающим, но и сделать собственное существование совершенно невыносимым.
Вот примерно так и получилось с героем последнего фильма Стива МакКуина. "Стыд" рассказывает историю Брендона Саливана. На первый взгляд, этот парень – настоящий счастливчик, у него отличная квартира в приличном районе Нью-Йорка, успешная карьера, а главное – он безумно нравится женщинам, потому никогда не остается в одиночестве. Но это лишь иллюзия, на самом деле Брендон – наркоман и, как у всех наркоманов, его жизнь пуста и никчемна, но герой ничего не может с этим поделать. Тем более что наркотик Брендона не совсем обычный, он страдает эротоманией, то есть зависим от секса. Для физического состояния, конечно, совсем не вредно, а вот душевное здоровье разрушается значительно.
Герой совершенно опустошен и единственный смысл для него – это еще одна "доза". Получается замкнутый круг и никакой возможности вырваться. Вот только сам герой, если и осознает, что его жизнь, где секс заменяет любовь, дружбу, простое человеческое общение, вообще все, – не совсем нормальна, то мало об этом беспокоится. Но с приездом младшей сестры, которая тоже особа далеко непростая, герой начинает испытывать незнакомое прежде чувство стыда. Ему неловко за сестру, которая бросилась в постель к первому встречному. Он злится на нее и на себя, мучается, страдает и, кажется, впервые в жизни чувствует необходимость в чем-то большем, чем просто физическое удовлетворение.
Кстати, "Стыд" – лишь второй полнометражный фильм режиссера. Вновь серьезная тема, вновь натуралистические подробности, вновь шокирующие сцены, и, конечно, Майкл Фассбендер, которого МакКуин опять беспощадно эксплуатирует на радость бездушным критикам. Если в "Голоде" еще никому особо неизвестный Фассбендер в образе боевика ИРА умирал от истощения в тюрьме, что, безусловно, потребовало от актера огромной отдачи, как физической, так и моральной. То теперь будучи уже в звездном статусе Фассбендер вновь не жалеет себя. Вряд ли кому-то может показаться, что хождение обнаженным перед камерами и достаточно откровенное изображение занятия любовью с несколькими красивыми женщинами и не только с ними дались актеру легко.
Тем не менее, в киноискусстве результат – это единственное, что имеет значение. Что ж, чисто номинально фильм удался. У "Стыда" отличный рейтинг критиков, несколько значимых номинаций и победа Фассбендера на Венецианском кинофестивале.
Но что же все-таки ждать обычным зрителям от "самого шокирующего фильма года"? Сразу стоит оговориться, что насчет шока не соврали. В первые же минуты фильма показали, как говорится, всё. Но за откровенными сценами скрыто гораздо больше, и потому "Стыд" не скатывается в одну только провокацию. Фильм нельзя назвать динамичным, но он затягивает и совсем не производит впечатление скучного, заумного артхауса, хотя такие особенности, как долгие планы, необычный угол сьемки и многозначительное молчание, безусловно, присутствуют.
Возможно, кому-то может показаться, что идея фильма лежит на поверхности, что он прост и вся шумиха только из-за большого количества обнаженной натуры. А значит и большой художественной ценности кино не представляет.
Но то, как откровенно, убедительно, завораживающе режиссер демонстрирует своего героя с его пороками, мучениями, борьбой вызывает уважение. Картина получилась наглядная, задевающая и запоминающаяся. Хотя, конечно, стоит отдать дань и актерским работам. Фассбендер продемонстрировал редкое сочетание невероятной смелости и драматического таланта. Казалось бы, при своей известности он уже может позволить себе выбирать не столь рискованные проекты, тем не менее, его самоотдача в "Стыде" доказала, что в будущем зрителей и критиков ждет еще множество сюрпризов. Кэри Маллиган ожидаемо хороша. Ее роль не столь велика, но есть несколько сильных сцен, где она буквально разрывает зрительскую душу.
Вряд ли "Стыд" можно отнести к тем фильмам, которые могут "нравиться" или "не нравиться". Эмоции и мысли от этого фильма не совсем подчиняются таким поверхностным понятиям. Но фильм, безусловно, достоин внимания, и если вам интересно современное, провокационное, талантливое кино, приятного просмотра.
Кадры из фильма - "Кинокадр.ру"