"Артист": красноречивая тишина
Обозреватель ИА "Приморье24" посмотрел черно-белую немую ленту, претендующую на 10 "Оскаров" в этом году и являющуюся фаворитом в этой гонке, и пришел к выводу, что "Артист" – редкий пример фильма, способного достучаться до каждого зрителя.
Неразговорчивые герои – это уже давно не находка кинематографа. Тем не менее, правильно дозированное молчание срабатывает почти всегда. Ведь согласитесь, когда эффектный герой, полфильма сохранявший безмолвие, вдруг выдаст короткую реплику, эффект получается куда внушительней. Обычная фраза вдруг расцветает множеством смыслов и глубокими подтекстами. Голос, подаривший ее зрителям, кажется особенно приятным, а интонации – самыми правильными.
Вспомните инфернального героя Хавьера Бардема из фильма "Старикам тут не место". Разговорчивым его не назовешь, а впечатление производит неизгладимое. Ну или недавнего гонщика-самурая из "Драйва". Определенно, суровым мужчинам из сурового кино немногословие к лицу. Но представить себе фильм, где все герои поголовно "играют в молчанку" до недавнего времени было невозможно. Нет, все мы, конечно, помним, что изначально кино было немым. Но как-то всегда казалось, что после появления цвета и звука кинематограф изменился навсегда и возврата к основам не будет. Никто не видел в этом смысла. Если черно-белые фильмы и снимались, хотя и достаточно редко, то немое кино кануло в лету.
Но рано или поздно кому-то должна была прийти в голову гениальная идея снять черно-белое, абсолютно немое кино. И французскому режиссеру Мишелю Хазанавичусу она пришла как раз вовремя. Потому что именно сейчас кинематографу, с его вечными спецэффектами больше всего и не хватало как раз старой голливудской магии. Так появился "Артист".
Сюжет немого кино чаще всего предельно прост. И это естественно, ведь возможности для его реализации крайне ограниченны. Завязка "Артиста" отсылает зрителя к знаменитому мюзиклу "Поющие под дождем". Мы видим блестящую звезду немого кино с верным напарником. И юную, но подающую большие надежды статистку, влюбленную в известного актера. Тот в свою очередь симпатизирует девушке и искренне пытается ей помочь. Но неожиданно для многих в кино приходит Звук, и жизнь героев переворачивается с ног на голову. И вот уже она – восходящая звезда, а он артист, вышедший в тираж: разоренный и спивающийся. Легкая комедия внезапно обернулась драмой.
На деле в столь знакомом, если не сказать, банальном сюжете благодаря множеству реминисценций скрыто гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Трагедия одного человека перекликается с историей мирового кинематографа, так или иначе заставляя современного зрителя задуматься и вновь взглянуть на кино как на искусство.
Седовласые критики рыдают от умиления, а киножурналисты поголовно восхищаются оригинальностью и смелостью. Вообще, можно долго рассуждать о проблемах, затронутых в фильме. Спорить о значение цвета и звука, примерять ситуацию 20-х на наше время и ругать современные "бездушные" технологии вроде 3D и motion capture. Можно бесконечно выискивать в "Артисте" отсылки к шедеврам мирового кинематографа и ощущать себя настоящим знатоком.
Но в первую очередь, для простого зрителя, пришедшего в кинотеатр узнать, что за фильм получит "Оскар" в этом году, "Артист" – это торжество формы над содержанием. Его атмосфера, юмор, красота не оставляют равнодушными. От стильной черно-белой картинки просто невозможно оторвать взгляд, практически каждый кадр можно распечатать: поставить в рамку или повесить на стену. Потрясающие декорации, великолепные костюмы и, разумеется, красивые актеры.
С визуальной точки зрения "Артист" – одна из граней совершенства. А еще это невероятно забавный и обаятельный фильм, шутки там невинны, а любовь возвышенна, никакого сурового реализма нет и в помине. И это как глоток свежего воздуха на фоне жестокости и натурализма, к которому тяготеет современное искусство вообще и кино в частности.
Думаю, нет смысла петь дифирамбы актерам, без их мастерского исполнения и безмерного очарования триумф "Артиста" бы не удался. Радует, что теперь Жан Дюжарден и Беренис Бежо будут более востребованы и смогут чаще радовать зрителя.
"Артист" – редкий пример фильма, способного достучаться до каждого зрителя. Обидно только, что повторить его успех совершенно невозможно: второй немой фильм в наше время уже никому не будет нужен. Впрочем, ценность "Артиста" этот факт не умаляет. Приятного просмотра!
Примечательно, что на сеансе во Владивостоку фильм встретили стоячими овациями.
Кадры из фильма - КиноПоиск.ру.