"Сумерки. Рассвет": убийственные роды
Ругать Сагу, конечно, модно, и у обозревателя ИА "Приморье24" найдется камень в огород фильма. Но все плохое упирается в первоисточник, а это уже совсем другая история.
"Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 1" (The Twilight Saga: Breaking Dawn - Part 1, США 2011)
Режиссер: Билл Кондон ("Девушки мечты")
Сценарий: Мелисса Розенберг ("Сумерки", "Сумерки. Сага. Новолуние", "Сумерки. Сага. Затмение") , Стефани Майер
Оператор: Гильермо Наварро ("Лабиринт Фавна", "Хэллбой: герой из пекла")
Композитор: Картер Бёруэлл ("Сумерки", "Старикам тут не место")
Бюджет: $110 000 000
В ролях: Кристен Стюарт, Роберт Паттинсон, Тэйлор Лотнер, Билли Бёрк, Питер Фачинелли, Келлан Латс, Никки Рид, Джексон Рэтбоун, Эшли Грин и др.
В четвертой части Белла Свон оказывается перед непростым выбором — сохранить жизнь себе или своему ребенку (наполовину вампиру, наполовину человеку). Она решает оставить малыша, но Эдвард и остальные члены семьи Каллен категорически против. Помощи Белле ждать не от кого, но она приходит неожиданно, от того, от кого её совсем не ждали. Вдвоем Белла и Розали пытаются сохранить жизнь малышу, даже не догадываясь, к каким ужасающим последствиям это приведет.
***
Что не говори, а Сумеречная сага – это настоящий феномен, объяснить который может не любой здравомыслящий человек. Действительно, как тут поймешь, почему вдруг второсортное чтиво стало мегабестселлером, а экранизации, художественное достоинство которых весьма спорно, собирают астрономическую кассу.
Тем не менее, факт остается фактом, и с этим нужно как-то дальше жить. А если серьезно, видимо есть что-то во всей этой вампирской истории, делающее ее столь притягательной. Хотя это точно не оригинальный или хотя бы вменяемый сюжет, перенесенный из книг в фильмы относительно (взять того же "Гарри Поттера") бережно. Радует, что сквозь экран хотя бы не проникает примитивный авторский стиль письма. А вот что действительно неплохо, так это идея романов. Нет, она не нова, но все-таки когда любовная история вампира не замешана на тоннах крови и темной всепоглощающей страсти, а проникнута нежностью и невинностью – это, пожалуй, мило. И если юную девушку искренне трогает нечто подобное, то это еще не преступление против искусства.
То, что первая часть "Рассвета" станет хитом проката, было ясно заранее, а вот столь низкого рейтинга критиков не ожидал, наверное, никто. У режиссера Билла Кондона все-таки несколько весьма приличных номинаций. Но справиться с материалом так, чтобы угодить критикам, ему не удалось. А вот обычные зрители в восторге. Нет, конечно, они тоже рвут и мечут, клятвенно заверяют, что пошли практически под дулом пистолета, и им вообще не понравилось, но рубль, доллар и прочие денежные единицы прозрачно намекают, что свой выбор народ сделал в пользу романтичных кровососов и страдающих оборотней.
Для тех, кто не читал книгу (остается надеяться, что таких много), сообщаю: драма в предпоследней части разворачивается нешуточная. Мало того что личная жизнь у Беллы и Эдварда даже после свадьбы не клеится: попытки молодожёнов исполнить супружеский долг приводят к разгрому комнаты, поломке кровати и даже нанесению физического ущерба невесте. Так после этих мучений еще и выясняется, что Белла ждет ребенка от Эдварда. А если выходишь замуж за вампира, то радость легко может обернуться трагедией, потому что вампирский отпрыск в теле человека равносилен практически Чужому. Плод истощает организм, буквально высасывая жизнь, к тому же он развивается и растет так быстро, что через пару недель ломает матери ребра. В общем, у несчастной Беллы нет не единого шанса выносить ребенка и выжить при этом. На что самоотверженной героине, конечно наплевать. Белла готова идти до конца, Эдвард и Джейкоб ожидаемо готовы на все, чтобы выжила их общая возлюбленная, а оборотни в свою очередь готовы на все, чтобы невиданное существо не появилось на свет. Конфликт намечен, впереди шекспировские страсти, нечеловеческие (в прямом смысле, мучаются-то вампир и оборотень) страдания и, конечно, всепобеждающая любовь.
Надо признать, что все фильмы сумеречной саги поставлены вполне прилично. Работа художников, операторов, композиторов не вызывала нареканий. И данный фильм не исключение: что касается картинки – красиво и атмосферно, музыкальное сопровождение как всегда не подкачало, хотя песен Muse не хватало.
Долго разбирать сюжет – бессмысленно, но поставлены ключевые книжные сцены совсем неплохо. Впервые за историю саги происходящее действительно шокирует и заставляет сопереживать. Смотреть на умирающую Беллу, честно говоря, больно. Гримёры, по мнению фанатов, на протяжении всей саги уродовали милашку Паттинсона, но в случае с гримом истощенной Беллы их сомнительный талант, наконец, пригодился. На фоне их работы создается впечатление, что играет Кристен Стюарт в "беременных" сценах более чем пристойно. Возможно, так оно и есть, Кристен – неплохая актриса и подобного рода страдания удаются ей на порядок лучше, чем страсти по Эдварду.
А вот Роберт Паттинсон как-то совершенно потерялся на фоне матери-героини, его персонажа должно быть жалко, это понимаешь, но не чувствуешь. Порадовал, и не только, обнажённым торсом Тейлор Лотнер. Джейкоба на протяжения фильма накрывает волной эмоций, противоречивые чувства буквально разрывают его, и парень честно старается это передать свое игрой. Для уровня мелодрамы для подростков – получается весьма прилично.
Ругать Сагу, конечно, модно, и у меня найдется камень в огород фильма. Но все плохое упирается в первоисточник, а это уже совсем другая история. Если же сосредоточиться исключительно на фильме: на его технической стороне, постановке или игре актеров, то картина получается не такая уж и мрачная. По крайней мере, уровень бреда в "Рассвете" уже не зашкаливает, а поэтому можно с чистой совестью пожелать: Приятного просмотра.
Кадры из фильма – "Кинокадр.ру"