Вместо кисточки - пальцы, вместо красок - песок
Интервью с мастером песочной анимации из Владивостока
Владивосток, ИА Приморье24. Владивосток богат на творческих людей, прославляющих портовый город своими творениями. Среди них Ульяна Леонова, освоившая редкое для России искусство «sand art», собрала в своём образе режиссера, сценариста и актера, воплощающего свои произведения в виде перетекающих (в данном случае – «пересыпающихся») друг в друга песочных картин.
2 сентября Ульяна будет открывать международную передвижную выставку «Вне времени», собравшую в своей экспозиции 38 работ художников песочной анимации и графики из 27 городов 4 стран. Корреспонденту ИА «Приморье24» она рассказала, чего ждать горожанам от предстоящего события, а также о своём творческом пути.
- Как пришла любовь к песочному искусству?
- В 2013 году нашла объявление о вакансии художника песочного шоу - без опыта, но с обучением. Идеей сразу загорелась. Раньше видела ролики с созданием картин из песка и мечтала попробовать сделать такое же. Обучение от работодателя было очень быстрым и неполным, но эти минимальные навыки уже позволяли работать в творческой студии и проводить песочные спектакли в детских садах.
Работы было много, сказки были одни и те же, и я долго не понимала, как же начать в этой области самореализовываться. Для этого пришлось оставить работу в студии с «шаблонным» рисованием. Стала брать более серьезные заказы, повышать мастерство. В 2015-м году вступила в международное сообщество песочных художников «Sand Active», созданное художницей Дарьей Котюх и именно тогда, когда начала общаться с коллегами и обмениваться опытом, окончательно влюбилась в это искусство.
Стала принимать участие в песочных баттлах (конкурсы песочной графики внутри сообщества с голосованием и обсуждениями). И всё. Глаза загорелись, энтузиазм пересилил все сомнения, появилось желание повышать качество работ и получать новые знания в этом искусстве. Оказалось, что совершенству предела нет, возможности могут быть ограничены только фантазией, а в моем случае, она никогда не заканчивается.
Поэтому я начала развиваться дальше, применять песочную анимацию в клубном виджеинге, в театральных постановках и начала вести преподавательскую деятельность в студии «Море». Пока же она закрылась и теперь я даю только индивидуальные уроки на дому, пока там не появится новый владелец. В общем, мастерство художника зависит именно от практики, от любви к своему делу, и, в моем случае, наверное, даже некой «одержимости». На данный момент песок является для меня самым привычным и желанным материалом для рисования.
- Насколько такая графика отличается от обычной живописи, и какие художественные навыки нужно иметь, чтобы этому научиться?
- Работа с сыпучими материалами полностью отличается от классического рисования. Рисуя на светящейся поверхности, мы, прежде всего, работаем с тенями. Именно затемняя определенные участки рабочей поверхности с разной интенсивностью, мы получаем изображение. Чтобы рисовать таким способом, совсем не обязательно иметь навык академического рисования, но если он имеется, это, конечно, будет огромным плюсом. Однако важнее всего именно понимание из чего состоит объект, его положение в пространстве, создаваемые тени, текстура.
Если речь идет о песочной анимации, то такое понятие, как «трансформация» играет огромную роль. Мы можем не прорисовывать предмет детально, как в случае с графикой, а придумать такую трансформацию объекта, которая будет именно своей символичностью доносить до зрителя определенную идею.
Художники sand art обычно не только художники, а еще и режиссеры, сценаристы и актеры своего рода. К сожалению, об этих моментах часто забывают, говоря о песочной анимации. Никаких определенных навыков не нужно, все они приходят с опытом. Только постоянно практикуя рисование, художник находит свой персональный стиль и почерк, по которому его можно узнать среди других.
- Если художники классической школы учатся на Рембранте, Рафаэле и каком-нибудь Рубенсе, то кого из учителей себе выбирают песочные графисты?
- По поводу именно графистов не скажу точно, каждый артист, выступающий с песочным шоу перед зрителями, увлекается графикой. Графика в данном случае - это именно статичная картинка, тогда как песочная анимация, привычная нам, - это трансформация одного кадра в другой.
Безусловно, есть мастера песочного искусства известные во всем мире среди ценителей этого жанра. Такие как Илана Яхав, Джо Кастильо и Ференц Чако - венгерский художник, который стал основателем песочного рисования в том виде, в котором мы привыкли его видеть. Он первым стал выступать перед зрителями с живым шоу и получил множество наград в Каннах и даже номинировался на Оскар. Не возможно не упомянуть Артура Кириллова - это лучший в России художник, прославившийся на весь мир. Его работы являются примером для каждого современного артиста песочного искусства, это непередаваемый талант и невероятная академичность рисунка. К сожалению, Артур прекратил свою деятельность как художник, но часто его можно увидеть в жюри на фестивалях песочной анимации.
Из современных художников так же есть очень умелые и талантливые, на работы которых стоит обратить внимание и они очень впечатляют. Мария Соснина, например. Дарья Котюх, которую упоминала уже. Тори Воробьева, Ирина Титова, Елена Жемиря и другие. Хороших художников много, у всех свой стиль, своя подача, каждый уникален по-своему, у каждого есть чему поучиться, это дело вкуса и интереса.
- Были ли среди перечисленных людей те, кто до сих пор оказывает влияние на твои песочные полотна?
- Да, я слежу за развитием многих художников, всегда кто-то чем-то удивляет.
- Есть ли пленэры для тех, кто рисует свои произведения песком? Или из-за специфики это всегда домашняя работа?
- Да, все верно, чаще всего это работа в помещении. Для создания картины всегда необходимо электричество, отсутствие ветра и насекомых, слетающихся на свет. Нюансов много, но конечно бывают случаи, когда приглашают выступить вживую под открытым небом. В этом случае заказчики предоставляют условия, чтобы это было возможно с наименьшей вероятностью влияния погодных условий и прочего.
- С каких рисунков ты начинала, и какие темы сейчас в твоих произведениях?
- Как говорила, начинала я с очень низкого уровня с минимальными навыками, это были очень простые картинки, чуть ли не из ряда «палка, палка, огуречик». С этого начинают все, от этого никуда не деться. Дальше были картинки по известным сказкам, по которым я показывала спектакли в детских садах и школах. Бесконечно перерисовывала одни и те же кадры, заучивая последовательность и улучшая их качество.
Сейчас стало больше именно творчества, но профиль очень широкий, я не могу ограничить себя каким-то одним стилем или одной темой, потому что приходится работать в разных условиях и для разного круга зрителей. Опять же - в разном настроении. От внутреннего состояния художника зависит очень многое при создании работы: от того какую мысль хочу донести, какое настроение создать. Я бы предпочла, чтобы о таких вещах судил сам зритель, так интереснее.
- Такие сюжеты - чистая импровизация или чёткий сценарий?
- Зависит от случая, когда это сюжет на заказ - всегда отработанный продуманный сценарий, тщательно отрепетированный перед выступлением. Бывает, что приглашают для «фонового рисования» к какому либо мероприятию, тогда можно импровизировать. Чаще всего с импровизациями выступала на поэтических шоу «Accross the universe». В прошлом году там был большой простор для такого творчества.
- Не было ли желания взять кисть, забросить песок и рисовать на полотне?
- Абсолютно нет. Песок раскрыл меня как художника, в том числе и потому, что я увидела множество вариантов его применений. То, что можно делать песком, невозможно сделать красками на холсте. Песок подвижен. Передвигая какие-то детали рисунка, мы можем создать совершенно новую композицию, превращая её в целую историю. В этом, на мой взгляд, огромное преимущество сыпучих материалов, от других.
- Грядущая выставка "Вне времени", будет ли что-то на ней представлено от тебя?
- Когда я узнала о запуске этого проекта и об открытиях выставки в первых городах, к сожалению работы уже не принимались. Я очень хотела представить свою работу, но немного с этим опоздала. Не смотря на это, не смогла остаться в стороне, и не сделать возможным проведение её в нашем городе. Вопрос популяризации этого искусства очень актуален для Дальнего Востока и особенно Приморья. Художников во Владивостоке мало - по пальцам пересчитать, поэтому зритель не искушен.
Многие, думая о песочном искусстве, представляют только живое шоу, которое где-то видели – в роликах по ТВ или в интернете. Мне же от чего-то кажется очень важным и нужным расширить представление людей о том, что называют sand art, и показать его во всем многообразии и во всей красе. В экспозиции собрано 38 графических работ художников из 4-х стран: Беларуси, Украины, Литвы и России. Темы и приемы разнообразны и обо всем этом я буду рассказывать на экскурсиях со 2-го по 8-е сентября. Большая часть моего участия будет представлена именно на открытии выставки 2-го сентября.
Ещё буду вести экскурсии и мастер классы на протяжении всей выставки. Насколько мне известно, создатели выставки «Вне времени» Анастасия Меленцова и Анна Ружинская уже готовят новый международный проект, и вот в нём какая-нибудь моя работа обязательно примет участие.
- Есть ли среди представленных работ любимчики, и есть ли за ними интересные истории?
- В экспозиции представлено много сильных, профессиональных работ, как от художников, которых я уже упоминала, так и от других членов международного песочного сообщества. Есть и работы тех, кто только начал свой путь в песочном искусстве, но уже показывает прекрасные результаты. Назвать кого-то «любимчиком» не могу, потому что каждая работа по-своему уникальна, и, как я уже говорила, у каждого свой стиль и подача, этим и отличается проект «Вне времени».
- Помимо экспозиции будет что-то ещё?
Конечно. Будет много живого шоу, я выступлю в тандеме с дуэтом из студии танцев «Априори», а с театральной студией «Балаганчик» мы готовим целый спектакль по произведению Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе», фрагмент которого так же покажем на открытии выставки. Идёт очень плотная работа и поиск и приглашения других художников, с предложением выступить с живым выступлением, или показать свои видео, но на данный момент точного ответа об участии от них, к сожалению, не поступило. Некоторые сразу отказались, запросив гонорар, но цель проекта совсем другая - именно познакомить зрителей с разными артистами этого искусства, сделать это знакомство доступным для каждого, поэтому на такие условия согласиться нет никакой возможности. Впрочем, этот вопрос всё ещё остается открытым.
Всю неделю будут проводиться мастер-классы, экскурсии и показы песочных мультфильмов. 6-го сентября мастер-классы и показ фильмов будет проведен для людей с особенностями в развитии. Проект не является коммерческим, посетить выставку может каждый, и я очень надеюсь, что эта выставка сдвинет с мертвой точки развитие песочного искусства в нашем городе.
- Принимала ли раньше участие в других выставках и чем планируешь заняться в дальнейшем? Может есть идеи как-то развить это направление искусства?
Для меня курировать такой масштабный проект - это первый опыт, и несомненно это огромная ответственность. Раньше я еще никогда не сталкивалась с таким объемом работы в такие сжатые сроки, но оно того действительно стоит. Достаточно взглянуть на эти работы, чтобы понять, что песочное искусство стремительно развивается, и художники всегда могут удивить чем-то зрителя.
Конечно, останавливаться на этом я не стану, и у меня еще найдется, чем удивить поклонников sand art’а. Это будут как мои персональные выставки, так и театральные постановки, мультфильмы и виджеинговые проекты, участие в фестивалях и еще много интересного. С какого-то момента своей жизни я достигла такого прекрасного состояния, в котором не могу не создавать, и пока на это хватает сил и фантазии, я буду продолжать это делать.