Жюри FIPRESCI: Мы помешаны на кино и готовы ехать, куда угодно
Представители международной федерации кинопрессы объяснили журналистам, за что будут давать приз и в каком направлении, по их мнению, следует развиваться "Меридианам"
![DSC_5273.jpg DSC_5273.jpg](/uploads/media/news/0002/41/thumb_140424_news_xl_crop.jpeg)
Владивосток, ИА Приморье24. Вектор пресс-конференции сразу задал модератор, программный директор кинофестиваля «Меридианы Тихого» Юрий Гончаров, спросив у членов жюри FIPRESCI, отмечали ли они взлет азиатского кино в последние десять лет.
Как рассказала германский кинокритик Катарина Докхорн, азиатский кинематограф хорошо представлен на Берлинском кинофестивале, они показывают много азиатского кино, но не в широком прокате:
- Проблема в том, что мы не видим в широком прокате фильмов из других стран, например, из России в прокате будут только две картины: новый фильм Кончаловского и «Нелюбовь» Звягинцева, фильмы больше не путешествуют по миру, поэтому так важны фестивали.
Далее Катарина попробовала объяснить, с чем, по ее мнению, связан успех триумфаторов фестивалей двух последний лет женщин-режиссеров из Берлинской школы кино Валески Гризебах и Марен Адэ:
- Сегодня на режиссерских факультетах примерно половина девушек, 10-15 процентов из них потом снимают кино, но бюджеты их фильмов значительно меньше бюджетов фильмов, где режиссер – мужчина. Успех последних фильмов Валески и Марен, возможно в том, что они снимались одной кинокомпанией, которой управляет женщина.
Итальянский кинокритик Джованни Оттоне объяснил, что проблема сегодняшнего кинематографа – в стирании границ между жанрами: сегодня есть бесконечное количество примеров, когда документальное кино сливается с художественным, а прокатные мейнстримовские вещи содержат в себе серьезный авторский взгляд и режиссерский посыл, таковы, например, фильмы Такеши Китано, и таков фильм открытия «Меридианов» – «Карп отморожененый».
- Мы помешаны на кино, мы готовы ехать, куда ни позови, потому что заинтересованы в развитии независимого кино, - подчеркнул Джованни Оттоне. – Pacific Meridian очень интересен тем, что в его конкурсе представлено двадцать фильмов, два из них – из Латинской Америки, то есть вы не смотрите на Азию узко. На мой взгляд, развитие кинофестиваля может простираться в этом направлении.
Российский кинокритик Алена Сычева объяснила, за какие заслуги они планируют дать приз:
- Так как задача кинокритиков смотреть на два шага вперед, нежели обычные зрители, то приз мы присуждаем за развитие киноязыка. Нам важно видеть, в каком направлении развивается киноязык, причем речь не идет об обязательно экспериментальном или странном языке. Кино должно быть разным, можно ставить диагноз хорошее или плохое, с точки зрения профессионализма, но наша задача тоже найти и для себя что-то интересное.
Далее разговор сместился в сферу определения общих тенденций мировой киноидустрии. Джованни Оттоне посоветовал не искать единой обобщающей идеи, определяющей тематику киногода, объяснив, что любые обобщения – натянуты, так как критики на кинофестивале выбирают один программный фильм и объективной картины не складывается.
- Можно сказать, что мета-темой прошедшего Каннского фестиваля была семья и семейные ценности, но ведь семья, в принципе, всегда является центром интереса кинематографа, и в этом отношении, скорее, важны оттенки: антропологические, культурные, социальные. Например, фильм Шона Пенна «Последнее лицо»– это очень риторический фильм о боли, в противовес ему есть замечательные фильмы израильского режиссера-женщины, где тоже про боль женщины от потери сына. Казалось бы, фильмы на одну тему, но кардинально отличаются.
Джованни Оттоне подчеркнул, что «золотой век» итальянского кинематографа все же в прошлом - – это 60-70 е годы ХХ века и связан он с именами Феллини и Пазолини.
- Сейчас у нас фильмов производится слишком много, они занимают примерно 25-30 процентов рынка, но это дешевые плохие комедии, очень карикатурные, очевидные, - посетовал Джованни. – Конечно, у нас есть Соррентино - наша основная надежда. Сегодня бурно развивается телевидение и сериалы, а этот формат больше по времени, чтобы рассказать историю.
Современные голливудские фильмы, имеющие многомиллионные бюджеты, по мнению Джованни, – это бесконечные римейки, ни у продюсеров, ни у режиссеров не хватает смелости, чтобы рассказать что-то новое. А авторское кино теряют аудиторию, потому что современная молодежь росла на «Гарри Поттере» и «Властелине колец» и совсем не приучена к авторским фильмам.