Сергей Лукьяненко: Когда я понимаю, чем всё кончится, мне становится скучно
Знаменитый писатель-фантаст побывал во Владивостоке и рассказал о чувствах к городу, пиратских библиотеках, хейтерах и личной жизни
Знаменитый российский писатель-фантаст Сергей Лукьяненко побывал во Владивостоке на первом Литературном фестивале. О своем творческом пути, семье и литературной стезе Сергей Лукьяненко рассказал корреспонденту РИА VladNews.
- Сергей, вы уже второй раз во Владивостоке, нравится?
- Да, я был во Владивостоке в прошлом году, мне очень понравился ваш город, поэтому на приглашение посетить его еще раз я откликнулся сразу.
- Можно ли сказать, что «Дозоры» - это самые успешные ваши книги?
- Да, по всем параметрам. Чтобы книжка гарантированно вышла большим тиражом и была переведена на десяток других языков, нужно очередной «Дозор» написать.
- На сколько языков сегодня переведены «Дозоры»?
- Примерно на тридцать. Все европейские, китайский в двух вариантах, японский, корейский…
- Есть ли у вас хейтеры? За что они вас не любят?
- Говорят, что я плохо пишу, что я исписался, всё написанное украл, а то что придумал сам – неинтересно. Занимаю место, которое могли бы занять более достойные писатели. И вообще, козёл.
- Вы пишете уже более 20 лет, нет чувства усталости?
- Я такого чувства не испытываю, я пишу больше 30 лет, я профессионал, и это моя работа всё-таки. Есть идеи, и есть возможность их реализации.
- Что вы думаете об электронных библиотеках?
- Я думаю, что сегодня очень многие книги уходят в «электронку». На одного читателя бумажной книги теперь приходится несколько человек, которые скачали книгу на планшет или «читалку». Конечно, классическая бумажная книга, она несколько из-за этого «просела». Я точно могу сказать, что мои книги есть во всех электронных библиотеках, по большей части, конечно, пиратских, которые у нас старательно запрещают, как и телеграм, и примерно с тем же успехом.
- Вы не связываете понижение интереса к фантастической литературе с компьютерными играми?
- Я думаю, что хорошие компьютерные игры по сюжету и драйву вполне сравнимы с книгами, но при этом игрок получает возможность влиять на сюжет, это то, чего он лишен в стандартной книге. Я бы сказал, что это не только игры, это еще и сериалы.
- Вы отец троих детей. В детстве вы сами были заядлым любителем книг. Удалось ли привить своим детям любовь к литературе? Если да, то расскажите, как вам это удалось.
- Удалось довольно просто, если дети видят, что родители читают, что дома есть интересные книжки, то они тоже начинают читать. Моему старшему сыну 14, и он много читает и то, что задают по школьной программе и то, что по школьной программе не задают. У него есть любимые авторы, он очень любит Нила Геймана, наверное, он прочитал его больше, чем я. А младший сын читает меньше, но он музыкант и больше сосредоточен на музыке. Ноты он читает больше, чем книги. Но может, подрастёт и тоже полюбит литературу.
- Вы допускаете какой-то момент принуждения на определенном этапе приобщения к чтению?
- Мне кажется, это не даст положительного эффекта. Дети, конечно, склонны лениться, но если вам приходится принуждать, уговаривать, заставлять заниматься спортом или учить уроки, это одно. А вот заставлять читать, это, по-моему, глупо. Чтение не работа, это развлечение. Если заставлять, то ребенок будет относиться к чтению как к работе, к обязанности, и вряд ли в будущем станет настоящим читателем, человеком, который берет книгу для того, чтобы отдохнуть.
- На каком этапе сочинительства вам, как писателю, приходится сложнее всего?
- Мне труднее всего преодолевать тот момент, когда я для себя понимаю, в чем концовка. Когда впереди еще большой, многовекторный путь, когда сюжет еще может повернуться как угодно, писать проще и интереснее. А в какой-то момент, когда книга в голове уже дописана и остается ее только записать, становится скучнее. Творчество переходит в монотонный труд. Для меня вот этот момент - самый тяжелый. Момент, когда я понимаю, чем всё кончится.
- Считаете ли вы, что литература это то, что содержится между строк?
- Я считаю, что литература, это то, что находится не между строк, а между строками и читателем. Чтение - это всегда процесс сотворчества. И чем книга хороша, она заставляет мозг думать, а не просто потреблять готовую картинку и впитывать всё, что есть. В книге мы всё это домысливаем. Литература - это однозначно то, что создается между читателем и текстом.
- Каких авторов читал Сергей Лукьяненко перед тем, как стать фантастом?
- Я читал то, что сегодня уже принято считать классикой: Стругацких, Айзека Азимова, Роберта Хайнлайна… Стивена Кинга очень люблю, он сильный и интересный автор. Терри Пратчетт в какой-то момент оказал на меня очень сильное влияние. Думаю, это те авторы, которые вдохновляли меня в юности.