Приморские байкеры: Не включайте «режим бога»!
Elf и Ozzy – в интервью РИА VladNews
Тема безопасности на дорогах никогда не потеряет своей актуальности, особенно если за рулём – водитель мотоцикла. О причинах аварий, взаимоотношениях с автомобилистами и правилах мотоциклетных клубов корреспонденту РИА VladNews рассказали члены Владивостокского отделения мотоклуба B’ARS MC (город Арсеньев) – Elf и Ozzy.
– Ребята, какова, на ваш взгляд, основная причина аварийных ситуаций в среде мотоциклистов?
Ozzy: У каждого водителя существует свой допустимый предел скорости, при которой он гарантированно успеет отреагировать на опасную ситуацию. Превышение такого предела – и есть основная причина аварий, в том числе и у байкеров. Если человек ездит с явным превышением, особенно в потоке машин, шансов у него немного. Один из наших знакомых потерял в аварии кисть руки, другой – сломал позвоночник. В обоих случаях причиной стала высокая скорость.
Elf: В начале мотосезона, после большого перерыва, люди начинают ездить аккуратно. А через какое–то время включается «режим бога». Кажется, что навыки езды уже восстановились, и можно позволить себе более высокие скорости. Это – очень опасный момент. Важно научиться чувствовать его и пресекать. Как у нас говорят: «Байкеры бывают двух видов – быстрые и старые, быстрых и старых не бывает». Это – проверенная временем аксиома.
– Помимо превышения скорости, что может стать причиной аварии?
Ozzy: Причиной может стать банальное отсутствие навыков, невысокая скорость реакции. Человек может ездить несколько лет, но элементарно не уметь грамотно реагировать на ситуацию, например, правильно тормозить. Мое первое серьёзное падение с мотоцикла случилось, когда меня «подрезали». Но если бы тогда я умел правильно тормозить, падения бы не произошло. Так что многому приходится учиться на собственном опыте.
Elf: Кстати, алкоголь – очень редкая причина гибели мотоциклистов, случаи таких аварий – единичны. Я имею в виду клубных байкеров, а не любителей, которые считают, что можно ездить без прав, без шлема, нетрезвыми.
– Кроме правил дорожного движения, есть какие–то негласные правила вождения мотоцикла?
Elf: Конечно. Когда я только начинал, наткнулся на книгу американского мотогонщика Кейта Кода «Техника вождения мотоцикла». В ней собраны небольшие статьи, в которых как раз описаны такие правила и специфические «фишки». Например, если мотоциклист следует за автомобилем, следует ориентироваться на его левое заднее колесо. Если брать ориентир на центр – можно не заметить яму или камень, на правое колесо – будет меньше возможностей для манёвра. Поэтому оптимальный вариант – это именно левое колесо. Такие факты вроде бы всем известны, но в то же время мало кто над ними задумывается.
– Подобным правилам где–то учат?
Ozzy: Вообще и в России, и в других странах существуют школы повышения водительского мастерства мотоциклистов. Но во Владивостоке подобные школы есть только для водителей автомобилей. Поэтому начинающим мотоциклистам информацию в основном приходится искать самостоятельно.
– Когда вы вступили в мотоклуб, и чем это было обусловлено?
Elf: Я за рулем мотоцикла с 2005 года, Ozzy – с 2008 года. В клуб B’ARS MC мы вступили в 2015 году. Меня позвал друг, который был членом клуба. А я уже привёл Ozzy. До вступления мы неоднократно приезжали к ребятам в качестве гостей, не раз сидели с ними за одним столом. Люди нам сразу понравились, поэтому никаких сомнений не возникло.
Вообще вступление в клуб – это достаточно сложная процедура. Год ты являешься Prospect – кандидатом в члены мотоклуба. У некоторых MC клубов более жёсткие условия: на нижней ступени иерархии стоит Support («поддерживающий») – человек, разделяющий убеждения клуба и осуществляющий поддержку. На следующей ступени находится Hang Around («крутящийся рядом»), который выполняет уже более серьёзные поручения. Только пройдя эти этапы, можно стать Prospect.
– Есть ли в вашем мотоклубе девушки?
Elf: Нет. Устав любого МС (Motorcycle Club) отличается жёсткими правилами, запрещающими прием в клуб определённых категорий людей, в том числе женщин. Девушки состоят в женских мотосообществах. Например, Steel Cats во Владивостоке. Есть клубы, не имеющие статуса МС, в них также могут состоять женщины.
– Каковы обязательные условия для вступления в мотоклуб?
Ozzy: Для вступления в клуб обязательно наличие водительского удостоверения категории «А». Просто уметь водить мотоцикл – недостаточно. Ты можешь даже какое–то время не иметь мотоцикла, и такое случается. Но водительское удостоверение должно быть обязательно.
Elf: В одном из клубов был случай, когда байкера лишили водительского удостоверения на год. Он был вынужден снять «цвета» – нашивки на клубном жилете, весь год ходил без них.
– Какие взаимоотношения у байкеров с водителями автомобилей?
Elf: Очень разные. Нужно отметить, что в последнее время автомобилисты стали относиться к байкерам более адекватно. На самом деле мотоциклистам нужно немного. Если машина сдвигается в сторону буквально на 10 сантиметров, мотоцикл уже может проехать. Конечно, встречаются водители, которые по разным причинам не хотят пропускать мотоциклы, но таких очень мало. Чаще всего нас просто не видят и не слышат. Причина этому – разговоры по телефону без гарнитуры, сообщения, WhatsApp, музыка в салоне. Водитель отвлекается и не обращает внимания на то, что происходит за окном.
Ozzy: Когда я учился в автошколе, там работал очень хороший инструктор, который заставлял нас каждые 20 секунд контролировать ситуацию по зеркалам. Независимо от того, ехали мы или стояли в пробке, мы должны были понимать, что происходит на дороге. Я не знаю, как сейчас, но такое ощущение, что многих автомобилистов этому просто не учат, поэтому и контроль ситуации отсутствует.
Elf: Меня, кстати, тоже этому не учили, привычка контроля дороги выработалась с опытом, причем именно езды на мотоцикле. Поэтому я всегда замечаю мотоциклиста позади и понимаю, что нужно сконцентрировать внимание и вести автомобиль аккуратнее.
– С кем из водителей проще всего наладить контакт?
Elf: Самые адекватные водители – это дальнобойщики. У них своё отношение к дороге, она их кормит, какие–либо нарушения чреваты потерей работы. Поэтому именно они – самые вменяемые автомобилисты. Стандартная ситуация: если ты едешь за фурой, причем неважно, на машине или на мотоцикле, её водитель всегда даст тебе знать, когда его можно обогнать. Если обгон невозможен, дальнобойщик включит левый поворотник. Как только загорается правый поворотник – это значит: трасса свободна, можно производить манёвры. Это культура дороги, что бы ни говорили, а она существует.
Виктория Кашина