«Берлинская – стена»: гособвинение с коммерческим «подтекстом»?

Похоже, что понятия «конфликт интересов» не знают или не хотят знать в Уссурийской городской прокуратуре. Особенно, когда подсудимый по «громкому делу» — весьма обеспеченный человек.

1452220013_-kartinka.jpg

Владивосток, ИА Приморье24. Без малого три года бизнесмен из Уссурийска Александр Расторгуев находится в следственном изоляторе по обвинению в организации убийства предпринимателя Сергея Гостюшева, известного в определенных кругах по прозвищу «Банзай». При этом у правоохранительных органов нет ни одного «железного» факта, ни одного документа, подтверждающего мало-мальскую причастность Расторгуева к этому преступлению. Об этом сообщает ИА "Приморский репортер".

Доказательная база по убийству Гостюшева, на которую опирается гособвинение, основывается на сомнительных показаниях двух «засекреченных» свидетелей, и носит предположительный характер, на уровне домыслов и догадок. Об этом рассказывалось в предыдущей публикации «Приморского репортера».

Машину «Банзая» изрешетили из автомата 14 июля 1998 года в пригороде Уссурийска, в районе озера Солдатского. По показаниям свидетелей, неизвестных киллеров в камуфляже и масках было трое. Они скрылись на автомобиле… Но вот что интересно: в деле Расторгуева настолько откровенно просматривается экономический, а, точнее, коммерческий «подтекст», что впору судебный процесс останавливать и начинать заново потому, что ни о какой объективности в деле не идет даже речи.

Отобрать бизнес за… несговорчивость?

Александра Расторгуева задержали в начале мая 2013 года. В июле 2015 года состоялось первое заседание Уссурийского районного суда по «делу Расторгуева», 9 декабря 2015 года – очередное и не последнее. Для «казачьей столицы» Приморья с населением в 168 тысяч человек, где новостей негусто, это были, безусловно, резонансные события.

Начнем с того, что обвиняемый – фигура масштабная и заметная в этом небольшом городе. И не только как успешный предприниматель, но и как благотворитель и меценат. Напомним, что до недавнего времени в сферу коммерческих интересов Александра Расторгуева входили крупнейшие на Дальнем Востоке торговые предприятия, расположенные в Уссурийске: торговый комплекс «Уссури-Центр», больше известный как «китайский рынок», и Уссурийский автомобильный рынок – один из лидеров продаж подержанного легкового и грузового автотранспорта.

Указанные предприятия принадлежали ООО «Уссури-Сервис», совладельцами которого более двадцати лет являлись Александр Расторгуев и Александр Тен. Совершенно очевидно, что указанные лица и предприятие «Уссури-Сервис» постоянно упоминаются в расследуемом уголовном деле в их взаимосвязи.

Благодаря своему бизнесу Александр Борисович регулярно оказывал материальную помощь социальным учреждениям Уссурийска, а также жертвовал Русской православной церкви внушительные суммы. И, в чем он сегодня твердо убежден, именно предпринимательская деятельность стала причиной его нынешних проблем.

На судебных заседаниях в ноябре и декабре прошлого года обвиняемый Расторгуев неоднократно заявлял, что реальным «мотивом осуществляемого по настоящему делу его уголовного преследования является – экономический мотив». Точнее, рейдерский захват принадлежащих ему активов, начавшийся в 2012 году с привлечением правоохранительных органов.

По словам Александра Расторгуева, высокопоставленные сотрудники силовых структур открыто проявляли интерес к его бизнесу и имуществу, предлагая «свою помощь в их защите от сторонних посягательств». Цена вопроса обычная для современной России – доля в бизнесе. Теперь уже очевидно, что защита бизнесу требуется, но только от самих «помощников». Имена, фамилии, звания и должности этих «добродетелей» в погонах известны не только редакции "Приморского репортера".

Александр Расторгуев от «опеки» отказался, полагаясь на существующие законы и силы правопорядка. Но случилось то, что случилось. Видимо, он забыл, в какой стране живет. Совсем немного времени после задержания Расторгуева А.Б. потребовалось для того, чтобы не только в его жизни, но и в его бизнесе произошли глобальные, местами – необратимые изменения.

Как следствие его несговорчивости, сегодня уже половина территории «китайского» рынка используется лицами, не имеющими никакого отношения к созданию и развитию этого предприятия, зато очень близкими к силовым структурам. Авторынок в Уссурийске так и вовсе выведен из-под контроля ООО «Уссури-Сервис». А руководит Уссурийским авторынком на протяжении доброй половины судебного процесса по делу Расторгуева некий весьма интересный персонаж, к личности которого мы обязательно вернемся.

Кстати, экономический мотив уголовного преследования Александра Расторгуева подтверждают многочисленные факты и обстоятельства, непосредственно исследованные в суде. Так, в соответствие с показаниями свидетеля Шевченко Ю.А., предприятие администрирующее «Китайский рынок» — ООО «Уссури-Центр», в котором Александр Расторгуев был заместителем гендиректора, регулярно испытывает жесткий прессинг со стороны различных контролирующих и проверяющих организаций, с привлечением сотрудников силовых структур. Только в период с 2013 по 2015 год на «китайском» рынке было проведено около 85 проверок, с изъятием документов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

К примеру, 30 декабря 2013 года во время проверки «китайского» рынка, сотрудники ФСБ изъяли документы, личные вещи и ценности не только ООО «Уссури-Центр», но и собственников и арендаторов торговых помещений. В том числе, 11 кассовых книг, папки с расчетами арендных, коммунальных и налоговых платежей, печати ООО «Уссури-Центр», ООО «Содружество» и нескольких индивидуальных предпринимателей, а также диск с бухгалтерской информацией. Эти «вещдоки» до сих пор не возвращены хозяевам. Психологическое и физическое давление со стороны правоохранительных органов явно не способствовало нормальной работе предприятия. По мнению свидетелей, эти «набеги» были организованы с единственной целью – отобрать бизнес, к которому причастен Александр Расторгуев.

И в числе первых жертв рейдерского захвата «хозяйства» Александра Расторгуева, стал авторынок в Уссурийске, которым руководил его родной брат Сергей Борисович.

Шерше ля фам или «конфликт интересов»?

Сегодня в распоряжении редакции «Приморского репортера» имеется официальное обращение владивостокского адвоката Александра Шпалова к прокурору Приморского края Сергею Бессчасному. В своем обращении адвокат Шпалов открыто говорит о возможной причастности государственного обвинителя по делу Расторгуева к переделу собственности, принадлежащей этому самому Расторгуеву. С документами можно ознакомиться все по той же ссылке.

«Переворот» произошел в декабре 2014 года, когда Александр Расторгуев находился в следственном изоляторе. Именно тогда в состав руководства авторынка, на правах первого лица, вошел некий Сергей Житников. Сам по себе этот человек героических подвигов на благо Родины не совершил и выдающимися трудовыми достижениями не прославился. Тем не менее, господин Житников известен в своей округе благодаря… старшему помощнику Уссурийского городского прокурора Анне Берлинской, с которой состоит в гражданском браке. И хотя де-юре они не являются супругами, но де-факто у них всё как в обычной законопослушной семье: одна крыша над головой, общее хозяйство и даже совместные дети. Об этом сожительстве, которое, кстати, мы не осуждаем, знает не только бомонд Уссурийска, но и рядовые горожане. Как сказал бы в данной ситуации классик, это «секрет Полишинеля».

Действительно, а почему бы и нет? В данной ситуации смущает одно и очень существенное «НО». Именно Анна Берлинская поддерживает гособвинение на судебном процессе по «делу Расторгуева», где среди персонажей этой мутной истории фигурирует и ее вышеназванный сожитель.

Осуществляя прямое руководство (распоряжение) активами, ранее принадлежавшими Александру Расторгуеву, наверное, трудно оставаться незаинтересованным в вынесении последнему обвинительного приговора, с назначением ему наказания в виде лишения свободы на максимально возможный срок. Наверное, не менее трудно от такого соблазна удержаться и супруге нового руководителя авторынка, ведущей с ним совместное «хозяйство». Но у гражданской супруги работа такая – от имени «ока государева» добиваться обвинительного приговора.

«А вот Сергей Житников здесь причем?», — спросите вы. А при том, что на суде Александр Расторгуев заявил: сожитель госпожи Берлинской (Житников) теперь является генеральным директором авторынка. Вместо родного брата Александра Расторгуева – Сергея Расторгуева. И случилось это в 2014 году, то есть именно тогда, когда подсудимый Расторгуев, находящийся в СИЗО, предстал перед судом, а гособвинитель Берлинская усиленно доказывала его вину перед лицом суда и самоотверженно поддерживала обвинение.

Анна Берлинская, прочная, как стена, нерушимо придерживается одного мнения: «Расторгуев виновен». Впрочем, это не мешает сожителю госпожи Берлинской «подвинуть» родного брата подсудимого и занять это место. Может, потому, что за спиной своей «правоохранительной» гражданской супруги он чувствует себя, как за каменной стеной?

Вообще, такая судебно-криминально-семейная ситуация на языке государственных чиновников называется «конфликтом интересов» и предусматривает некий правильный алгоритм действий. Как минимум, после таких открытых заявлений Александра Расторгуева гособвинитель Анна Берлинская должна была обратиться к начальству с рапортом, в котором бы указывалось о «конфликте интересов» и о том, что заявление Расторгуева зафиксировано в протоколе судебного следствия.

Наиболее честным и профессиональным выходом из указанной ситуации был бы самоотвод гособвинителя. Причем не сегодня, когда инцидент стал достоянием гласности и, надеемся, поводом для служебной проверки, а немедленно, после приобретения господином Житниковым «нового статуса». Но ничего подобного не произошло. Видимо, госпожу Берлинскую, как стену, никуда не подвинешь. А зря. Ведь все происходящее дает повод для того, чтобы обвинять всю прокуратуру Приморского края в предвзятом отношении к делу Расторгуева! Тут возможны и бытовые разговоры, и статьи в СМИ о коррупции. И на все это придется отвечать Сергею Бессчасному, как главе региональной прокуратуры.

Каким образом сложился этот «семейно-криминальный» пасьянс в данном судебном процессе, сказать трудно. На этот вопрос могут ответить только руководители Уссурийской городской прокуратуры и Уссурийского районного суда. Учитывая небольшую численность населения Уссурийска, а также статус Анны Берлинской, они наверняка знали, каким бизнесом занимается гражданский муж старшего помощника Уссурийского городского прокурора. Должны были знать. Не могли не знать. Поскольку в этом городе, по меткому выражению его обывателей, «все спят под одним одеялом».

Родственники Александра Расторгуева считают: имея доступ к документам по уголовному делу, в том числе изъятым у предприятий, аффилированных к Расторгуеву, госпожа Берлинская имеет столь же равный доступ и к информации о коммерческой деятельности предпринимателя и его партнеров. Это, в свою очередь, может создать очень благоприятную почву для контроля над указанными активами, в том числе с участием господина Житникова. Кстати, сохранение Анной Берлинской позиции гособвинителя в данном деле, так сказать, «несмотря ни на что», отчасти подтверждает показания свидетелей и Александра Расторгуева об экономическом мотиве его уголовного преследования.

В свою очередь, мы надеемся, что руководство Уссурийской городской прокуратуры проверит информацию об участии члена семьи старшего помощника Уссурийского городского прокурора Берлинской А.В. в руководстве предприятием, аффилированным гражданину Расторгуеву А.Б. И, в случае ее подтверждения, сделает надлежащие выводы. Чтобы все было честно, по справедливости.

Надеемся также, что нашу информацию (равно как информацию, изложенную адвокатом Александром Шпаловым) проверит прокурор Приморского края Сергей Бессчасный. Потому что в случае, если прокуратура не отреагирует на этот «сигнал», наверное, можно будет предполагать, что гособвинение в Уссурийске имеет «коммерческий подтекст».

Сергей Ларин

Редакция ИА «Приморский репортер» направляет официальные запросы в прокуратуру Приморского края и Приморский краевой суд, в которых просит разъяснить ситуацию с законностью прохождения судебного следствия в Уссурийске по делу А.Б. Расторгуева с учетом того, что гражданский супруг государственного обвинителя оказался причастен к коммерческой деятельности подсудимого и аффилированных ему лиц и предприятий…

Актуальная тема

Сказка может быть настоящей

Побывали в резиденции рождественского деда

thumb_398307_news_xl_crop.jpeg
Другие материалы рубрики "Общество"
2d46e6b6a5d52c3a2053e9f180fe27031ae329b8.jpeg

Акция «Георгиевская лента» пройдет в Приморье

Организатором мероприятия выступает региональное отделение всероссийского движения «Волонтеры Победы»

f9d6d2f163e139ac42b3598a2a725843744caded.jpeg

В приморском центре реабилитации тигров рассказали, как спасают медвежат

Сотрудники Центра «Тигр» также поделились рецептом самой вкусной каши