От гримерок до подвала: что происходит за кулисами театра Горького
Корреспондент РИА VladNews узнал все секреты театральной Нарнии
Сколько нарядов в костюмерных театра имени Горького? Чем занимаются постижеры? И что находится под театральной сценой? На эти вопросы сможет ответить только тот, кто побывал в волшебном закулисье театра. Повезло очутиться в Нарнии приморского Академического театра им. М. Горького и корреспонденту РИА VladNews.
«Годом основания нашего старейшего в Приморье театра считается 1932 год, — провела небольшой исторический экскурс руководитель пресс-службы Академического театра им. М. Горького Мила Малахова. — На самом деле труппа существовала с 1900 годов прошлого века. Труппа была приезжая, не стационарная. Приезжали из Санкт-Петербурга, Москвы — отыгрывали и уезжали. Когда случились «штурмовые ночи Спасска» — решающее сражение белых и красных за Приморье, стали думать, как организовать стационарный театр. И думали до 1932 года».
По мнению Станиславского, театр начинается с вешалки, а наша увлекательная экскурсия началась с паркетного зала, а точнее с центрального панно, которое сделали художники Владивостока. На нем изображены спектакли, которые в разные годы шли в театре Горького. Экскурсовод предложила небольшую викторину: кто угадает все изображенные постановки, тот получит заслуженный приз.
Достаточно быстро идентифицировали «Медею», «Отелло», «Ромео и Джульетту», «Бориса Годунова», «Ревизора», «Пиковую даму», «Трех сестер», «Грозу», «Лес», «Маскарад», «На дне», «Мать».
Сразу скажу, назвать все постановки не получилось ни у кого. И дело вовсе не в слабой литературной подкованности, а в театральном секрете. Панно продолжается в коридорчике, куда зрители не заглядывают. А там спрятались «Баллада о солдате», «Дети Солнца», «Оптимистическая трагедия», «Хлеб» и другие.
Отсюда и началось настоящее закулисье — редкого зрителя пускают сюда. И первый на маршруте репетиционный зал. Обстановка здесь довольно спартанская: зеркальная стена, стол, вешалка с костюмами, несколько стульев. Однако именно здесь рождается волшебство — будущий спектакль.
«Здесь идет основная работа — от первой читки до заучивания текста и выстроения мизансцен, — рассказали артисты. — Она гораздо меньше, чем главная сцена, поэтому приходится приспосабливаться к большим масштабам».
Следом — мужская костюмерная. Одежда, головные уборы, аксессуары — повсюду. Здесь и шапка Мономаха, и форма мушкетера, и десятки гимнастерок и даже неожиданно один бюстгальтер.
Один из ведущих артистов театра Сергей Гончаров на минутку забежал в свою гримерную и сразу попал в руки любопытных журналистов, которые его стали расспрашивать про юбилейный вечер «90 лет — это не возраст!».
«Все тайны сразу раскрывать не буду, — предупредил Сергей. — Одна из моих ролей на юбилейном вечере в номере «Люди театра» — рабочий сцены, поэтому и такой костюм».
Кстати, выяснилось, что мужчин гримируют дольше женщин, а поклонницы прорываются в брутальную гримерку редко.
«У нас не принято, как в Москве, где поклонницы могут часами выслеживать своего кумира, — скромно потупился Сергей Гончаров. — Мы все-таки не такие медийные личности, которые популярны на всю страну. А вот в сквере возле театра иногда ждут».
Чтобы попасть в святую святых — женские гримерки и костюмерные, нужно тихо-тихо пройти за главной сценой, где идет репетиция будущего спектакля. За процессом из зрительного зала внимательно наблюдает художественный руководитель Ефим Звеняцкий.
За время перехода услышали короткий отрывок будущей постановки и узнали, куда убегает массовка, и за что можно поймать кукольника, когда он попадает в жп (это не то, о чем подумали многие, а живой план).
«Не играйте — дышите этим!» — дал самый главный совет актерам Ефим Семенович.
И вот она — женская часть. Помимо костюмерных и гримерных тут располагается парикмахерский цех. Здесь прекрасных актрис делают еще краше, но не только…
«У нас в театре работают не просто парикмахеры, а парикмахеры-постижеры, мастера по изготовлению париков, усов, бакенбард, шиньонов из натуральных и искусственных волос, — рассказала заведующая цехом Ольга Калинина. — Это редкая профессия. Без нее в театре и кино не обойтись! Все, что вы здесь видите — сделано нашими руками. Вот парики знаменитой Эдит Пиаф. Вот украшение из «Собаки на сене». Считаем, что без нас в театре бы ничего не происходило».
Следующая дверь ведет в не менее важный цех — швейную лабораторию. Здесь разрабатывают и создают настоящие произведения искусств. Восемь мастериц работают, не покладая рук.
«Посчитать точное количество костюмов в театре — нереально, — уверена заведующая Татьяна Дилиндреева. — Только для спектакля «В джазе только девушки» было сшито 800 костюмов! На них ушло километры ткани. Ножницы тупились с фантастической скоростью. Костюмы сшили за 70 рабочих дней — сами не знаем, как это сделали. Когда появляется новый спектакль, мы работаем с художниками, режиссерами. Сейчас шьем костюмы для «Щелкунчика», который будут показывать в декабре. У всех здесь золотые руки! Работаем от души и гордимся и своими работами, и нашим театром».
Художественно-декоративный цех — один из самых больших в театре — здесь даже пушки помещаются, ангелы, огромные солдатики. Тут создают декорации.
«На самом деле хотелось бы помещение раза в два побольше, — признались специалисты. — Задник на сцене может быть 16 на 10 метров, а комната всего 11 метров в ширину. А если горизонт 32 метра?»
Андрей Плис, главный машинист цеха, точно знает, сколько весит каждая декорация. Еще бы ему приходится самому размещать их на штанкеты. Мужчина провел экскурсию по своему хозяйству за сценой, а это галереи в семь этажей — 22 метра.
«Это первая галерка, — показал мужчина. — На ней находится оборудование, которое освещает сцену. Кроме софитов, здесь ставятся прожектора и какие-то ручные декорации. Здесь никаких электрических приборов нет, они находятся выше. Там установлены лебедки, которые поднимают все это штанкетное хозяйство».
Кстати, только одна из декораций «В джазе только девушки» весит 600 килограммов.
Еще несколько минут и оказались на самой маленькой сцене в театре Горького.
«У нас три сцены — в паркетном зале, а еще большая и малая, — продолжила Мила Малахова. — Камерный зал всего на 50 мест. Во время спектакля ощущение такое, что зритель непосредственно принимает участие в действии».
И на самое сладкое — путешествие в самый низ — под театральную сцену.
«Здание строилось для классического драматического театра, поэтому у нашей сцены есть свои особенности, — заинтриговала экскурсовод. — Такую не в каждом театре можно найти. У нас на сцене есть крутящиеся круг и кольца, которые могут двигаться в противоположные стороны. И часто во время спектакля их задействуют, как рабочий инструмент. Плюс есть еще один секрет — люк. Через него артист в любой момент может оказаться на сцене».