Около трети россиян с высшим образованием работают не по специальности
Такая работа отнимает до 14% заработка
Исследователи выяснили, сколько людей работают по специальности, а сколько предпочитают менять профессию. Кроме этого удалось определить, как направление подготовки влияет на доход. К таким выводам пришли исследователи из Высшей школы экономики совместно с коллегами из Португалии, сообщает РИА VladNews со ссылкой на «NAKED-SCIENCE.RU».
В 2016 году Росстат провел опрос более 10 тысяч выпускников университетов. Эти данные проанализировали Экономисты Лаборатории исследований рынка труда и Института институциональных исследований.
Более 54% ответили, что работают по специальности. Иной ответ дали 26%. Чем ближе направление подготовки и работы, тем выше доход. Люди, работающие по специальности, получают на 7% меньше людей с идеальным совпадением, выбравшие вариант «скорее не по специальности» — на 11% меньше, а люди с полным несоответствием — на 14,4%.
У людей с образованием в сфере услуг и сельского хозяйства высокие шансы работать не по специальности. Те, кто получает общие навыки и зарабатывает меньше, легче меняют сферу деятельности. Женщины чаще работают по специальности, чем мужчины.
«Не секрет, например, что из историков получаются одни из лучших журналистов, а из математиков — экономисты, из инженеров — айтишники. Для таких специальностей основным показателем эффективности должна стать заработная плата, ведь, если выпускник востребован на рынке труда и имеет высокий уровень заработной платы, это говорит о том, что он получил востребованное образование», – прокомментировал Виктор Рудаков, один из авторов работы, заместитель директора Института институциональных исследований, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ.
На данный момент рынок труда активно развивается. Меняются технологии производства, появляются новые профессии. В этом случае знания могут устареть.
«Нужно понемногу уходить от нарратива про специальность, а говорить про определенные широкие направления подготовки, знания, навыки и компетенции, которые дает обучение в вузе, и развивать различные программы дополнительного обучения и переподготовки как на рабочем месте, так и в вузах», – подытожил Виктор Рудаков.