Ален Маратра: «Каждый зритель мечтает увидеть волшебство»
О том, в чём заключается работа режиссёра, о своих впечатлениях от Владивостока и, самое главное, о грядущей премьере мэтр рассказал корреспонденту ИА П24.
Владивосток, ИА Приморье24. Французский режиссёр, ученик знаменитогоПитера Брука Ален Маратра прибыл во Владивосток. Здесь он поставит оперуПрокофьева «Любовь к трём апельсинам», премьеракоторой пройдёт 27 и 28 февраля.
К слову, постановка - это перенос сказки с исторической сценыМариинки на приморскую. И, как признался Ален на недавней встрече состудентами, перенести оперу гораздо сложнее, чем поставить её с нуля.
О том, в чём заключается работа режиссёра, о своих впечатлениях от Владивостока и, самое главное, о грядущей премьере мэтр рассказал корреспонденту ИА П24. - Вы уже успели познакомиться с городом? Каковы Вашивпечатления?
- Сначала я был в шоке. По дороге из аэропорта, я видел замёрзшее море.Это было настоящим потрясением! К сожалению, пока у меня ещё не было временипознакомиться с городом, мы очень интенсивно работаем в театре. Кстати, ваштеатр ещё очень молодой, но уже сейчас видно, что у него большие перспективы.Работа здесь дает ощущение того, что ты стоишь у истоков чего-то нового ипомогаешь становлению и развитию этого театра. И вообще, мне очень нравится вРоссии, я приезжаю сюда не первый раз. Здесь у людей какой-то удивительныйуровень артистизма, это всегда неизменно радует меня.
- Как Вам работается с местными артистами?
- На Приморской сцене возникает желание помочь коллективудостичь уровня Мариинского театра. Но прежде всего нам нужно сработаться, нужноучиться друг у друга, чтобы в итоге у нас получился интересный и яркийспектакль. Ведь каждый зритель, приходя в театр, хочет увидеть волшебство,магию на сцене, хочет, чтобы его удивили и тронули, попали в самое сердце. В Мариинском театреочень широкий репертуар, все артисты привыкли много работать. А когда работаешьс таким руководителем, как Валерий Гергиев, качество работы может быть тольковысоким.
- Известно, что Вы большое значение придаете языкутела, жестов, пластичности. Насколько артисты Приморской сцены владеют этимязыком?
- Понимаете, ни один режиссёр вам не скажет, чтоспектакль не удался по вине актёров (улыбается). Если подобное произошло – значит, он самдолжен уйти. Это целиком его ошибка, что он не смог «вытянуть», не смог ихнаучить. Ведь с каждой репетицией режиссёр должен стараться сделать так, чтобыактёры показали себя настоящих. Если этого не произошло – значит, это плохойрежиссёр.
- Что Вы считаете главным в работе театральногорежиссёра?
- Когда вы рассказываете историю, у вас есть определенная цель.Мы живём в необычную эпоху: в современном мире очень много сложностей истраданий. Каждый из нас должен спрашивать себя: «Чего я хочу? Кем я являюсь?».А театр в какой-то момент позволяет это выяснить. Во время спектакля актёры ирежиссёр должны суметь выразить то, что происходит сейчас, в этом месте, в этотмомент. Это понимание, это ощущение должно проникнуть в сердце каждого: и того,кому пять лет, и того, кому восемьдесят. Все говорят про любви, все о неймечтают. Мы страдаем, потому что в нас нет любви, потому что никто не можетраскрыться для неё, мы все живём в одиночестве, каждый сам по себе. Возможно,дело в том, что людей стало очень много - нет чувства общности, нет открытости.Мы покупаем огромные машины, берем кредиты и создаем собственный маленькийэгоцентричный мир. А музыка, которая существует вне логики, помогает раскрытьнечто, что уже утеряно нами, что-то, что именно каждый может прочувствовать. Я стараюсьобъяснить актёру то, что скрыто внутри, объясняю это именно затем, чтобы онсмог раскрыться. Как говорил Станиславский: «Все упражнения имеют одну цель – помочьактёру выразить себя самого, открыть собственную душу».
- Насколько сегодня актуальна опера «Любовь к трёмапельсинам»?
- Можно сказать, что в этой опере есть ответ на вопрос: почемумолодёжи сейчас так плохо морально и физически? Сегодняшний мир ничего непредлагает молодёжи, молодой человек живёт в мире одиночества. Но стоит помнить, что у всех есть миссия: оставить послесебя что-то, внести вклад в этот мир. Даже если ты просто подметаешь листья. Даже если тыженщина-домохозяйка, которая воспитывает детей. Всё это важно и нужно. Этовклад в мир. В то, чтобы твой ребёнок мог взглянуть на этот мир и увидеть тамнечто новое, чего не было раньше. И, конечно же, гениальная музыка Сергея Прокофьева, она неможет быть неактуальной.
- 10 февраля Вы встречались со студентамиуниверситетов города. Ребята остались в восторге, а как Вы отнеслись кподобному формату общения?
- Меня очень порадовало, что у пришедших людей естьнастоящие, искренние вопросы. Молодёжь задавалапотрясающие вопросы, возможно, такие, на которые у меня самого не было ответов.Это, правда, приятно удивило меня.
Фото - Геннадий Шишкин, Приморская сцена Мариинского театра.