Я понял суть интимных отношений власти и рока
По мнению фронтмена популярной группы "Вопли Видоплясова", сейчас к власти в мире приходят люди, воспитанные на рок-н-ролле - этим и надо пользоваться! (ФОТО)
Лидер-основатель старейшего украинского рок-бэнда "Вопли Видоплясова" Олег Скрипка, мультиинструменталист, джазмен и обладатель раритетного баяна, сохранившего идеальное звучание с советских времен, перед концертом в "Мумий Тролль Music Bar" ответил на наши вопросы.
- Здравствуйте! Как долетели?
- Долетели? Долго, далеко до вас лететь — сначала до Москвы, потом пересадка, еще 8 часов. Самолет еще час не мог разобраться со взлетной полосой. Летел в "бизнесе" — там лежачие кресла, полный шоколад, негры с опахалами стоят (смеется).
- Почему вы так долго к нам не приезжали?
- Почему так долго не приглашали?! Мы не были здесь 8 лет. Так получилось, что мы после вас летим в Амурск, там какое-то мероприятие вроде Дня города, и мы играем под открытым небом. Вдобавок мы с "Троллями" давние большие друзья, и выступить в таком заведении нам приятно.
- А где вообще выступать лучше — в клубах или на больших площадках?
- Если отнестись к этому вопросу философски, то комфортнее всего выступать в тех местах, где организатор любит и знает свое дело, подходит к нему ответственно. Хотя очень мало кто в этом что-то понимает, и такое отношение можно встретить и в маленьком клубе, и на большом стадионе. Нет такой корреляции: большая площадка или маленькая, стадион, или небольшой рок-клуб, или бар, это может быть даже квартирник. Самый лучший концерт вспомнить не могу — вы только представьте, сколько их в моей жизни! Плохих бывает мало, мы для этого прикладываем все усилия. Здесь организаторы очень хотели нас привезти, Женя (Евгений Паленый, арт-директор Мумий Тролль Music Bar — авт.) принимает нас как в гостях, чувствуем себя как у старых друзей.
- Кстати, вы же и сами проводите свой собственный фестиваль: "Країна мрій" в этом году прошел уже в 9-й раз. У нас в Приморье в последнее время с крупными фестивалями под открытым небом как-то ничего хорошего не получается. Может, дадите пару советов?
- Я потому и делаю такой упор на организацию: как только понял, что это самое главное в любом фестивале, начал проводить их самостоятельно. Часто бывает, что идет какое-то непонятное и ненужное смешение стилей, контекст какой-то неправильный. В прошлый раз мы приезжали к вам как раз на open-air — был тайфун, сейчас тоже льет дождь. У вас в Приморье с погодой летом сложно. Почему родина рок-н-ролла - это Калифорния? Потому что там всегда солнечно, 320 солнечных дней в году. Понятно, что там рок-фестивали — не проблема, и это нельзя сбрасывать со счетов. Второй важный пункт — это спонсор. Ко мне подходят молодые ребята, говорят: вот, у нас такая классная идея для фестиваля! Я отвечаю: идею ты мне скажешь вторым пунктом, а для начала скажи — кто твой спонсор? Если его нет, то даже думать о фестивале нечего: всегда надо понимать, откуда пойдет финансирование. Потом уже, конечно, идея, концепция, название — все это очень важно.
- Возможно ли в этой ситуации идти на компромиссы с властью, жать ей руку? Принято ведь считать, что рок-н-ролл — это музыка протеста.
- Мне кажется, что недавно я понял суть интимных отношений власти и рок-н-ролла. Это неправильная привычка — думать, что рок-н-ролл это протест. Рок-н-ролл — это правда, это музыка сердца. Те, кто хотят легких денег, занимаются легкой музыкой, и в этом кругу все привыкли к лицемерию. А рок-н-ролл — музыка честная, поэтому здесь много нонкорформистов, здесь режут правду-мать, многие становятся оппозиционерами. Власть — это консервативная штука, и борцы за правду сразу становятся антагонистами ей. Я недавно прочитал выдержки из книги Махатмы Ганди, его философию непротивления. Не борьба против, а борьба за, а ведь вследствие его усилий огромная страна Индия получила независимость. И я понял, что нужно временами идти на сотрудничество с властью. Наш последний фестиваль мы сделали совместно с властью, хотя я шел к этому с самого начала. Я ходил по кабинетам и видел, что чиновники тоже люди, они нас тоже боятся, они привыкли, что их никто не любит и вечно критикуют. Они очень напуганы. Они мне раньше ставили палки в колеса, я даже вычислил, кто это делал. По-людски говоришь — и находишь общие интересы, общую территорию. Сейчас мы живем в новом мире, все изменилось. Раньше все было полярно: мы — враги, Америка — враги, все ощетинились ракетами, как ежиками, наставили их друг на друга... Сегодняшний день — день диалога, день умения договориться. А культура и песня — это не конфликтная территория, это не оружие и не газовая труба, она принадлежит всем. Ты спел — и по всему миру распространилась аура этой песни.
- Даже Дмитрий Медведев приходил на ваши концерты...
- Да, сейчас к власти пришли люди моего поколения, воспитанные на рок-н-ролле. Поэтому мир уже поменялся и будет меняться еще сильнее. Надо уметь разговаривать и верить людям, тогда все будет в порядке. Музыка создана для того, чтобы объединять людей.
- Слагаемые хорошего концерта по Олегу Скрипке — это..?
- Не хочется выступать под фанеру, такие предложения сразу отпадают. Есть, правда, телепроекты, необходимые коллективу, скажем, очень нужно представить новую песню. Нет возможности играть живым звуком, но, с другой стороны, когда мы снимаем клип, там ведь тоже нет живого звука. Даже когда там сидят зрители, ты снимаешь их со счетов, они — как декорация. Но это все редкие исключения, а концерты нужны зрителю. Стараемся еще избегать солянок, этого рудимента с советских времен, когда зрители сидят, утомленные уже двадцать пятым артистом, и все поют одну-две песни. Качества звука на таких сборниках добиться невозможно, никакого смысла в этом нет. Фестивали пивные, на которых куча непонятных коллективов с безмозглыми ведущими - туда же... На правильном фестивале коллектив играет минимум 45 минут, лучше час, желательно без всяких ведущих — на правильном мероприятии ведущие не нужны. Как на радио: если у тебя плохая музыка, тебе нужны ведущие, чтобы засорять эфир, а если хорошая, то никакие ведущие не нужны, либо это должны быть очень понимающие ребята. Хороший коллектив выступает, перерыв 15 минут — люди пьют пиво, общаются, затем следующий коллектив. Нужна обратная волна от зрителей, общение, которое компрессируется. Здесь, я думаю, именно это и произойдет, а нам это просто необходимо. Технология тоже должна быть просчитана и продумана, рок-н-ролл это все-таки технология звука.
- Насколько рок-музыка сейчас популярна у вас на родине?
- На Украине, если похвастаться, "Вопли Видоплясова" вообще создали рок-н-ролл. Мы разрезали волну, пробивали лыжню, были в авангарде, продвигали панк-рок, этно-рок, украиноязычный рок, поддерживали молодые коллективы, поэтому возникло очень много интересной музыки. На недавней нашей независимой премии рок-н-ролльщики, не обладая ни каналами телевидения, ни радио, взяли все главные призы — эта музыка у нас очень популярна. Рок-фестивали есть, пусть и локальные, региональные, но есть везде. Плюс наш рок-н-ролл замешан на народной музыке, а она у нас очень богатая и очень хорошо ложится на рок. Получается очень интересный эффект.
- Где лучше принимают — в России или на Украине?
- Тут очень много тонкостей. У вас во Владике воспринимают рок-н-ролл так, а в Хабаровске — совсем по-другому, согласитесь. Разница менталитетов гигантская, это даже если не говорить про Свердловск или Питер. Все разное, и в Киеве, и в Запорожье... Украинцы лучше делают рок-н-ролл, чем его слушают. Они эстеты, они понимают музыку, любят слушать, но на концерты ходить не будут. Поэтому в Москве у нас концертов больше, чем в Киеве. Россияне — намного лучше как публика.