Переизбыток контроля

Почему тема чрезмерного давления контрольно-надзорных органов на бизнес стала реальной проблемой форсированного развития экономики Дальнего Востока?

thumb_8225_news_xl_crop.jpeg

Владивосток, ИА Приморье24.  29 июня полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев выступил на заседании совместной коллегии Минвостокразвития и Генеральной прокуратуры РФ. Главной темой его выступления стала необходимость принятия кардинальных мер по изменению объёма контрольно-надзорных мероприятий в отношении представителей бизнеса.

По словам полпреда, за последние несколько лет на Дальнем Востоке было организовано более 130 тысяч проверок, не считая «доследственных мероприятий», проведенных в рамках оперативно-розыскной деятельности.

«Давайте ответим себе на вопрос – такое ли количество проверок необходимо? Разберемся, сколько времени занимают контрольно-проверочные процедуры и почему зачастую они приводят к убыткам предприятия, а иногда и их разорению.

Итоговые предложения Юрия Трутнева касались необходимости учёта показателей экономического развития субъектов в оценке эффективности деятельности контрольно-надзорных и правоохранительных органов, сокращения сроков проверок, их количества и самих надзорных органов. Вице-премьер также затронул достаточно неудобные для многих ведомств темы ответственности за необоснованные проверки и длительность нахождения госслужащих на одних и тех же должностях.

Объективная необходимость

Проблема чрезмерного контроля над бизнесом, зачастую переходящего в постоянное давление, актуальна, пожалуй, с самого момента зарождения рыночной экономики в России. За прошедшие несколько десятилетий подобное положение дел стало обыденностью для всех предпринимателей и инвесторов. В бизнес-среде никто особо не скрывает, что зачастую легче «договорится» с проверяющим, чем пытаться предоставить картинку без нарушений.

Вместе с тем, недавние дуновения кризиса, побудившие государство усилить работу по созданию комфортной бизнес-среды и условия для инвесторов, заставили подключиться к ситуации президента РФ Владимира Путина. В декабре прошлого года, выступая с ежегодным обращением к Федеральному Собранию Российской Федерации, глава государства отметил, что в работе контрольно-надзорных органов нужно ускорить внедрение подхода, основанного на оценке рисков, которые не только позволят существенно снизить число проверок, но и повысят их результативность.

«Надзорные органы должны заниматься не только выявлением нарушений, но и профилактикой, не формально, а содержательно, и – это очень важно – оказывать консультативную помощь предпринимателям, особенно тем, кто только начинает своё дело», - отметил Владимир Путин.

Курс, обозначенный президентом, явно был услышан, но оперативная реакция последовала не от всех. Помимо вице-премьера Юрия Трутнева, одним из тех, кто признал наличие проблемы и призвал с ней бороться стала Генеральная прокуратура РФ. Генпрокурор России Юрий Чайка, выступая в апреле с докладом в Совете Федерации, заявил о сокращении количества проверок бизнеса.

«В 2016 году прокурорами устранено 170 тыс. нарушений прав предпринимателей. Помимо сокращения числа проверок контролирующих органов, пресекались случаи установления чиновниками непредусмотренных законами процедур, запретов, взимания платежей» - довёл неутешительную статистику Юрий Чайка.

Начнут с Дальнего Востока

Так получилось, но именно Дальний Восток запустил тот самый маховик перезагрузки системы контрольно-надзорных мероприятий в отношении бизнеса.

Реализация «восточного вектора», провозглашенного Владимиром Путиным в 2012 году после проведения Саммита АТЭС, ставила перед регионом совершенно иные задачи, связанные с формированием качественно новых подходов 
к территориальному развитию. Несмотря на всеобщий скепсис полпреду и его команде удалось сделать этот рывок и пролоббировать ключевые законы о ТОРах, «Свободном порте Владивостока», «Дальневосточном гектаре». При этом законодательное закрепление новых механизмов развития Дальнего Востока позволили уже в первые годы начать двигаться в практическом направлении, повышая интерес со стороны российских и зарубежных инвесторов.

Вместе с тем, казалось бы, уникальные преференции, которые должны привлекать инвесторов и способствовать развитию бизнеса, стали буксовать в путах укоренившейся системы административных барьеров и контрольно-надзорных мероприятий.

И если ситуация с административными проволочками в том или ином виде сдвигается с «мёртвой точки» через внедрение системы «одного окна», создание профильных структур типа «Корпорации развития Дальнего Востока», 
то с ревизорами проблема намного сложнее. Проблема состоит ещё и в том, что зачастую деятельность надзорных органов переплетается с силовыми структурами, деятельность которые зачастую не придаётся огласке.

Пожалуй, наиболее резонансным примером внезапной масштабной проверки с элементами шоу, стали обыски в головном офисе группы компаний «Доброфлот» и на КРКПБ «Всеволод Сибирцев», после которых была изъята часть документов 
и электронных носителей информации. Тогда инициаторами выступили Дальневосточная таможня и Управление ФСБ России по Приморскому краю,  а компания в последствии столкнулась с рядом внутренних проблем в виду изъятия информации.

Ещё одним случаем, который также упомянул Юрий Трутнев 29 июня, стала череда проверок аквапарка «Чудо-остров» в Камчатском крае, которые якобы проводятся по заявлению посетителей, но пока не исправляют ситуацию. Кстати, аналогичная ситуация происходит и в Приморском океанариуме, где, несмотря на бесконечное множество проверок, по-прежнему происходят странные казусы с обитателями океанариума, зачастую приводящие к гибели животных.

Не стала исключением и ситуация вокруг компаний братьев Пушкарёвых. В тени потока новостей об уголовном деле мэра Владивостока Игоря Пушкарёва осталась тема многолетнего давления на бизнес его родственников. В период с 2012 по 2016 г. в ООО «Востокцемент» и сбытовую организацию ООО «ДВ-Цемент» от государственных органов поступило 417 запросов (то есть в среднем по 100 запросов в год) о предоставлении документов и информации, в том числе в рамках проводимых проверок. Особенно интересно складывалась ситуация вокруг АО «Владивостокский бутощебеночный завод», где с конца 2015 по середину 2016 года были проведены две внеплановые проверки Департаментом природных ресурсов и окружающей среды Приморского края. В результате этих проверок было выдано около 20 предписаний, местами носивших один и тот же характер, а также предприятие было вынуждено останавливать производство для устранения нарушений. Столь пристальное внимание к предприятию, работающему более 55 лет и являющимся крупнейшим налогоплательщиком региона было не случайно. По некоторым данным, попытки парализовать работу завода со стороны департамента краевой администрации были связаны с нелегальным открытием карьера в посёлке Заводской, который как оказалось, начал работы без разрешительных документов.

Хватит ли сил?

На днях министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, в интервью газете «Золотой рог», ещё раз акцентировал внимание на том, что ведётся усиленная работа по устранению проблем с административными барьерами 
и контрольно-надзорными органами.

«Сегодня мы работаем над тем, чтобы создать специальный режим работы контрольно-надзорных органов на территории Свободного порта Владивосток и ТОРов. И процесс снижения административных барьеров – непрерывный. Иначе и быть не может. Сегодня мы не только совершенствуем действующие инструменты, но и создаем новые. Например, в ближайшее время мы планируем внедрить современную информационную систему сопровождения инвестиционных проектов. Больше не нужно будет бегать по различным инстанциям», - заявил Александр Галушка.

Стоит сказать, что тема всё-таки не безнадёжна. 5 июля в Москве прошло селекторное совещание по вопросам реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», которое проводил лично премьер-министр Дмитрий Медведев для 2 тысяч руководителей контрольных органов, их территориальных управлений, представители региональных общественных палат и предпринимательских объединений с участием глав субъектов. 

Кроме того, уже известны некоторые направления грядущей реформы, которые будут основываться на четырёх постулатах:

  • Новый формат взаимодействия бизнеса и власти: «партнерство взамен репрессий».
  • Контроль – это профилактика, а не сбор штрафов.
  • Масштабная реформа обязательных требований.
  • Цифровизации контроля – переход к технологическому дистанционному умному контролю с помощью датчиков и интернета вещей.

По мнению политолога Павла Наливайко, тема со снижением проверок и давления на бизнес так или иначе будет доведена до логического завершения.

«Тема развития Дальнего Востока – это долгосрочный проект, который только набирает обороты. Однако действительно сложно говорить об ускоренном росте, инвестициях, прорывах, когда есть проблемы со стороны проверяющих органов. К сожалению, это связано с тем, что в последние годы данные структуры работали не на качество, а на количество проверок. Формирование запроса на реформу сложившейся системы – своевременный шаг. Однако с учётом, того, что к ситуации подключился вице-премьер Юрия Трутнев, можно рассчитывать, что «пилотные» варианты реформы могут опробовать именно на Дальнем Востоке», - сказал Наливайко.

Другие материалы рубрики "Общество"
871e8346bbe2a6921d9b25d767ed8cf0d080f4b3.jpeg

56 опасных диагнозов за полгода: эндоскоп ловит рак в Приморье

Ключевым фактором эффективности является своевременное обращение пациентов и прохождение диспансеризации

ed85b91e4d52dbb01c2852479c41059481ff38e1.jpeg

Российские туристы открывают новые горизонты отдыха в Северной Корее

Лидер КНДР Ким Чен Ын недавно открыл крупный прибрежный курорт на Кальмасском полуострове

cf652971e17d2af6f8d80fb59fbddca1453b370e.png

Путин посмертно наградил генерала Гудкова «Золотой Звездой»

Он также присвоил его имя бригаде морпехов ТОФ