Историк: Памятник китобоям – наше «спасибо» людям этой профессии
Проект памятника недавно презентовали общественности Владивостока.
Владивосток, ИА Приморье24. Нужен или не нужен столице Приморья памятник дальневосточным китобоям? Этот вопрос сейчас активно обсуждают жители Владивостока. Одни высказываются однозначно ЗА, другие приводят доводы, что промысел хоть и давно уже не ведётся на Дальнем Востоке, но памятник может стать символом жестокого обращения с животными. Тем не менее, проект памятника есть и не так давно его представили общественности города. Эскиз понравился практически всем, кто принимал участие в обсуждении.
О значимости такого памятника П24 рассказала заместитель директора по развитию Приморской государственной картинной галереи, историк Светлана Руснак:
- Владивосток – город с морскими традициями, с морской культурой. Большая эпоха, которая связана с формированием отечественного китобойного промысла в нашем городе, она охватывает период как дореволюционный, так и советский. Это одна из немногих тем, которая соединяет всю историю нашего города от его основания. До революции - это славная и достойная история шкипера Гека, лейтенанта Дыдымова и других. В советский период – это история создания здесь отечественной китобойной флотилии «Алеут» с портом приписки - Владивосток. Были замечательные флотилии в Одессе, в Калининграде, но туда тоже ехали наши китобои в качестве наставников, учителей, развивать этот промысел. Не стоит забывать, что китобойная промышленность – это то, на чём стояла мировая экономика в XVII-XVIII веках. Есть же даже известная фраза: «Время, когда мир пах китовым жиром». То есть, это целая эпоха! Дань уважениям этой профессии, людям, которые создавали и поддерживали города, она вот в тех местах, с которыми связано развитие этой промышленности, всегда отдавалась.
Так получилось, что во Владивостоке период развития китобойного промысла приходится на 30-80 годы прошлого века. В 80-х годах, после того, как было принято решение международной китовой комиссии о запрете промысла, Советский Союз подписал это соглашение. Владивосток стал первым городом, где мораторий этот был приведён в исполнение.
Мне кажется, что памятник дальневосточным китобоям важен именно вот в этом социальном историко-культурном контексте. А что касается темы охраны китов, защиты китов, памятник тут совершенно не причём. Эта история не про то, что нам стыдиться нужно этих страниц истории нашего города, нашего сообщества, а это про то, что мы понимаем, что воля людей, понимание ими опасности для морских млекопитающих, оно в состоянии сворачивать огромные кластеры рыбной отечественной промышленности. Ведь, приняв это решение, Советский Союз последовательно его воплощал, не смотря на то, что закрывались базы и люди лишались рабочих мест. В то время как другие страны под разными предлогами пытались и пытаются до сих пор развивать китобойный промысел, не считаясь ни с какими протестами.
Мне кажется, что памятник дальневосточным китобоям, он позволяет в нашем публичном пространстве заякорить, скажем так, эту тему в истории Владивостока. Это наше «спасибо» людям этой профессии, которые тогда очень влияли на развитие и города, и страны.
Надо ещё понимать, что очень важно, когда носители памяти о том времени живы, они в состоянии влиять на корректировку образа самого памятника. У нас есть возможность поговорить с людьми, которые не понаслышке знают о том времени и помнят его очень хорошо.