Корпорация "Дальний Восток" умерла - да здравствует ДВ-министерство?

Под новое министерство придется даже переписать российскую Конституцию, а также согласовать более 25 постановлений, указов и нормативно-правовых актов.

1338955926_more-2.jpg

Еще недавно на всех уровнях власти и бизнеса серьезно обсуждался проект Дальневосточной госкорпорации, активно критиковавшийся предпринимателями. Однако сейчас разговоры о корпорации почти смолкли — зато в топ интереса попало новое Минвостокразвития.

На территории Дальневосточного федерального округа (ДВФО) предлагается ввести особый режим госуправления. Это следует из проекта положения о министерстве по развитию Дальнего Востока, направленного на согласование в правительство 1 июня. Согласно проекту, власть министерства по развитию Дальнего Востока (проектом предлагается новое министерство именовать просто Минвостокразвития России) должна опираться на три главных элемента: федеральное имущество, федеральные деньги и неотвратимость наказания для региональных властей.

Отдельным разделом документа описана передача Минвостокразвития практически всех функций Росрыболовства по управлению водными биоресурсами в ДВФО. Поскольку основные запасы водных биоресурсов находятся именно в э том регионе, после утверждения положения Росрыболовству (теперь подчиненному Минсельхозу) предстоит ограничиться регулированием рыбной ловли только на Черном и Балтийском морях. Всего же Минвостокразвития намерено ограничить или лишить полномочий на территории ДФО не менее десяти федеральных ведомств: кроме Росимущества и Росрыболовства, свои полномочия предстоит сокращать, в том числе, Минприроды, Минсельхозу, вплоть до Минюста.

"Думаю, у Путина есть мечта – чтобы в России где-то появился Клондайк. Проблема в том, что как только он появится, еще раньше Путина о нем узнает кто-то из его друзей. И Клондайк уже будет кому-то принадлежать. Это политическая проблема нашей системы, которая пока неразрешима", - считает политолог Глеб Павловский. 

Затем политтехнолог пытается провести параллели между Дальним Востоком и Кавказом: "Известно, каким образом мы остановили войну на Кавказе – уже после того, как военные действия прекратились. Мы видим это из структуры бюджета. Но все эти годы обсуждалось, что что-то подобное можно дать еще кому-либо, кроме Кавказа". На роль этого полумифического "кого-либо" может претендовать Дальний Восток — под начальством и контролем свежеиспеченного Минвостокразвития Виктора Ишаева, считающегося крепким и авторитарным управленцем, а по сути — хозяином, устойчиво зарекомендовавшим себя в регионе.

"Проблема нынешней системы в том, что большая часть населения заперта. Нет такого места в России, куда вы можете поехать, и, рискнув – если молоды, физической силой, если немолоды, каким-то коммерческим проектом, – заработать большие деньги", - уверен Павловский. И сразу же продолжает "кавказскую параллель": "Кавказ уже является таким исключением. И поскольку известно, что Кавказ – это русская земля, почему бы не предположить, что и Дальний Восток – тоже русская земля, и там тоже может быть сделано исключение?".

Прогноз эксперта изобилует осторожными, сглаженными оценками рисующихся перед дальневосточниками перспектив. "Но, конечно, в нашей системе [...] это приведет к формированию агрессии у какой-то группы теневых бенефициаров в отношении территорий – в отношении бизнеса, в отношении структуры существующей собственности".

Напомним, Министерство по развитию Дальнего Востока было включено в состав федерального правительства России 22 мая — раньше такой структуры в стране не существовало. При этом в течение нескольких месяцев до оглашения нового состава правительства деловые СМИ писали, что власти хотели бы создать на Дальнем Востоке государственную корпорацию, которой бы была бы передана часть федерального имущества. Бизнес, в том числе Российский союз промышленников и предпринимателей открыто выступал против создания госкорпорации. 

Востоковед Юрий Тавровский упоминает о критике создания новой корпорации со стороны экономистов: "Характерно, что первые же сообщения о создании нового ведомства встретили резкую критику некоторых влиятельных экономистов. Самую большую активность проявляли ориентированные на Запад круги, которые боятся углубления российско-китайского партнерства и в разработанной ими «Программе 2020» открыто называют Китай «главной стратегической угрозой России»".

Является ли Китай, где, кстати, Путин сейчас находится с рабочим визитом, угрозой для России или ее мощным экономическим партнером — излюбленный предмет спора и дискуссий в самых разных кругах. Но угроз хватает и собственных, совершенно не внешних.

"Действительно, коррупция и безалаберность, низкая квалификация и дефицит рабочей силы вносят существенные коррективы в реализацию многих начинаний, будь то на западе России или на ее востоке. Но недавняя стыковка последнего звена гигантского подвесного моста на остров Русский, где пройдет саммит АТЭС, доказывает верность пословицы "Дорогу осилит идущий", - отмечает Тавровский.

Под новое министерство придется даже переписать российскую Конституцию, а также согласовать более 25 постановлений, указов и нормативно-правовых актов. Вероятно, эти преграды несколько затормозят его работу на начальном этапе. Но дело не в бюрократии, а в том, насколько жизнеспособной окажется новая структура. Будем ждать.

Другие материалы рубрики "Интервью"
62480f03a5c66a1e30a60be77887f681c6da4603.jpeg

Главное верить в волшебство: Дед Мороз - откровенно о своей работе

Волшебник рассказал, как исполняет желание взрослых и что дарит детям в новогоднюю ночь

f2b1c4c2677078e99f1ef3339bb9f2d10aad2e04.jpeg

«Дети не верят в волшебство»: владивостокский Дед Мороз – о своей работе

Свою работу новогодние волшебники начинают уже в начале декабря

84954bc7cea4e5334a770fe95c38257516cdde74.jpeg

Праздник со вкусом: повар из Владивостока рассказал о новогоднем застолье

Что должно быть на праздничном столе помимо «оливье» и «селедки под шубой» - в материале РИА VladNews