Двадцатилетняя вырубка лесов погубила Приморье
Случившаяся катастрофа - прямое последствие бесхозяйственного отношения к защитным лесам
Владивосток, ИА Приморье24. Двадцать лет эксперты WWF России твердили о недопустимости хищнических рубок в защитных лесах юга Дальнего Востока. Последствия тайфуна «Лайонрок» - печальное доказательство их правоты, сообщает пресс-служба Амурского филиала WWF России.
Несмотря на непрекращающиеся реформы лесного хозяйства страны, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов остается чётко сформулированной задачей лесников. Защитные леса оставались практически не тронутыми до начала 21-го века именно благодаря огромной значимости их охранительных функций. Даже леспромхозы, отвечающие за перевыполнение планов по древесине перед партией, понимали ценность и важность ненарушенных лесов вблизи рек, на крутых склонах - и не трогали их.
Однако сегодня мы видим картину, далеко не соответствующую основам лесного законодательства. Уничтожив продуктивные леса на обширных территориях еще в советское время, лесозаготовители нового поколения бездумно посягнули на самое лакомое, но одновременно и самое уязвимое – на защитные леса.
Рубки в защитных лесах начались еще в 90-х годах. Но серьезно развернулись лесорубы в них с конца нулевых. Тогда, в 2007-2009 годах, произошла последняя лесная реформа, поменявшая многое, но в первую очередь - сознание человека с пилой. «Коммерческая древесина осталась в защитных лесах – разбираем любыми способами, дорубаем и уходим!» - вот девиз современности.
«Приморье до сих пор занимает почетное второе место в России по количеству лесов относительно всей площади региона. Вроде бы странно, почему тогда эти леса все меньше сдерживают потоки воды от тайфунов? А регион все чаще попадает в печальные рейтинги последствий паводков, теряя мосты, дороги и дома, - говорит Евгений Лепешкин, ведущий координатор лесных проектов Амурского филиала WWF, - С нашей точки зрения случившаяся катастрофа - прямое последствие бесхозяйственного, а иногда и просто преступного отношения к защитным лесам. Ведь именно от них зависит не только сохранение биоразнообразия, но и гидрологический режим рек. Чем разреженнее лес, чем больше в нем дорог, тем быстрее скатывается вода со склонов в русло реки, тем быстрее и сильнее поднимается её уровень. Стоит особо отметить, что именно в районах, наиболее пострадавших от последствий стихии: Кавалеровский, Чугуевский, Дальнереченский - в последние годы велись широкомасштабные рубки, в том числе и в защитных лесах».
Об экологическом состоянии лесов региона, говорят результаты аналитических выкладок как экспертов WWF России, так и сторонних специалистов. Исследование 2013 года показало превышение объемов ликвидной древесины над объемами разрешенной к заготовке от 2-х до 4-х раз. Таким образом, растущего, удерживающего воду леса становится все меньше в Приморье.