Дом, который построил Смит
Новым «Городским героем» стал дом Элеоноры Прей
Владивосток, ИА Приморье 24. Три года назад, в марте 2013 внашем городе разгорелся нешуточный скандал. Во всех местных СМИ: на полосахгазет, в сюжетах телеканалов и сообщениях информагентств общественность яровыражала своё негодование. Суть многочисленных заявлений медийных персон сводиласьк простому утверждению: «Мы не дадим снести дом Элеоноры Прей».
Весь сыр-бор разгорелся из-за того, что застройщик ООО «Технопарк» снёс пристройку кдому знаменитой американки, воспевшей в письмах свою любовь к городу у моря. Наеё месте он собирался выстроить то ли парковку, то ли многоэтажку. Но удачаповернулась к предпринимателю спиной: о задумке прознали музейщики, историки,блогеры и журналисты. Да и как было не прознать, когда строение в центре городаросло буквально не по дням, а по часам.
Активные граждане фактически объявили бизнесмену войну –количество публикаций в прессе, обращений и различных петиций к властям простозашкаливало. И власти отреагировали. Показательные разборки длились где-тополгода, а потом стали затихать. После долгих споров в судах строить что-либо на месте архитектурногонаследия всё-таки запретили, и деятели культуры наконец успокоились. Но не точтобы до конца, время от времени недовольные нынешним раскладом всё же появляются,мелькают с гневными комментариями в прессе и исчезают. Впрочем, относительномоего повествования, это уже дело десятое. Ведь речь идёт о городских героях, ане скандалах.
Как бы то ни было, именно благодаря поднятой шумихе,Владивосток, а вслед за ним вся Россия узнала, что здесь у нас есть такой дом.Я не хочу обидеть никого из читателей, но факт есть факт: о наследии Элеоноры(да и о самой госпоже Прей) до инцидента знало не так уж много людей. Былакнижка издательства Рубеж «Письма из Владивостока», но массово читать её никтоособо не рвался. Зато сейчас миссис Прей знает каждый горожанин: в самом центрегорода, по инициативе мэра Игоря Пушкарёва ей поставили памятник. Теперь проходямимо Главпочтамта, можно увидеть, как писательница спускается по ступенькам.Если ваш ежедневный путь на работу-домой-на работу не пролегает мимо Почтовогопереулка – вас туда могут отвести специально – в музее Арсеньева регулярнопроводят экскурсии «По следам Элеоноры Прей».
Книги, статьи, экскурсии… Вот только в чём же феномен этойдостопримечательности? Почему интерес к дому не угасает, несмотря ни на что?Почему память о мнимой шпионке увековечивают в граните и бережно хранят вмузейных залах? На этот вопрос, наверное, нельзя дать однозначный ответ. Номне кажется, что всё дело в тех неравнодушных к жизни города, кто знал оЭлеоноре и счёл нужным не только поделиться этим знанием, но и чётко обозначилсвою позицию в борьбе за сохранение дома. Ни для кого не секрет, что жить в нашем городе сложно - за материальными благами люди уезжают вПитер, Москву, да и куда только не уезжают. Потому что там перспектива иразличные блага уже готовые, на блюдечке, только успевай вертеться да хватать.А здесь, у нас – когда оно ещё будет так, как нам хочется? Бог его знает…
И вот вся «фишечка» дома Элеоноры как раз в том, что само егосуществование заставляет задуматься: у нас здесь никогда не было просто. Добиватьсялучшей жизни для себя и своих близких нужно было всегда. И, тем не менее,почему-то эта женщина жила здесь, любила Владивосток, писала о нём так, будтобы это лучшее место на земле и вовсе не торопилась уезжать, несмотря нареволюцию и крайнюю нужду.
«Иногда я просто жажду убраться отсюда и покончить со всеми неприятностями повседневной жизни…Но в глубине души, я знаю, что нигде мне не будет так хорошо, как в этом неухоженном, но прекрасном месте, ибо именно здесь прошла лучшая часть моей жизни. Элеонора Прей, 1929»
В письмах к сестре американка описала всё – и мирные дни, игражданскую войну, и начало советской власти. Всё, что видела она, выходя наверанду – залив, корабли, людей, занятых своими делами – все эти моментысохранились для истории. И вот теперь этот дом сам стал живой памятью о техднях. К нему можно пройти, можно прикоснуться к его стенам, можно дажепостучаться к жильцам - и если повезёт,вам откроют и пустят посмотреть, что же там внутри.
И это хорошо, когда в городе есть такие «якоря», которыепомогают осознавать своё место в истории города – в истории, героями которой являемся мы сами и которую творим.