Фуникулёр или 368 ступенек

В свой день рождения П24 открывает новую рубрику «Городские герои». И наш первый «герой» - фуникулёр Владивостока.

1459480548_10.jpg

Владивосток, ИА Приморье24. Высокие сопки с непохожими друг на друга домами, необозримая гладь моря с торговыми и туристическими судами, плавно идущими по воде. Мыс Чуркин и вантовый мост, который соединил отдалённый район с центром города. Одна из самых красивых частей Владивостока окажется, словно на ладони, если вы решите прокатиться на фуникулёре – уникальной достопримечательности приморской столицы. 

 

Фуникулёр – это, в первую очередь, полезный общественный транспорт, связывающий корпуса Дальневосточного политехнического института и сокращающий дорогу горожанам, идущим с улицы Суханова в центральную часть города. Во-вторых – увлекательный аттракцион, на который владивостокцы приводят своих друзей из других городов, куда мамы и папы водят детишек «покататься».

 

«Фуникулёр - уникальное сооружение. Второй такой есть в Сочи, но там фуникулёр при санатории. Он скорее экскурсионный – проезжает мимо всех памятников, возит людей до моря. Наш фуникулёр – полноценный транспорт, который помогает людям, живущим на сопке, сильно сократить дорогу вниз, срезать её», - говорит начальник фуникулёра Светлана Латышева. 

Разобраться с работой фуникулёра, рассмотреть поближе канатную дорогу и известные всем горожанам синий и красный вагоны пришли корреспонденты П24. 

Владивостокский фуникулёр работает круглый год, и зимой, и летом. Когда его закрывают на профилактику, студенты и жители «верхних» районов пользуются лестницей. Но довольно неохотно. Шутка ли: 368 ступенек вверх по сопке! Впечатлённые маршрутом горожане называют её «1001 ступенька», хотя она значительно скромнее. А поездка на фуникулёре займет всего полторы минуты. 183 метра вверх или вниз - от улицы Пушкинской до Суханова или наоборот. А стоит это небольшое приключение всего 11 рублей за поездку. 

Сердце фуникулёра, приходящее в движение каждые пять минут и пускающее по рельсам вагончики: синий вверх, красный вниз, а потом наоборот – это машинное отделение. Для того чтобы попасть туда, нужно спуститься по крутой железной лестнице. Огромные валы с зацепленными на них тросами, подшипники и механизмы – всё это стоит неподвижно. До тех пор, пока не раздастся характерный гудок, сигнализирующий о том, что вагоны отправляются в путь. Вторая лестница уходит вниз, под валы. Там работает слесарь-машинист – человек, благодаря которому горный трамвай исправно ходит по рельсам. Нам повезло: мы попали на смену Юрия Дмитриевича Гальцова. Юрий Дмитриевич – старейший машинист. Он трудится на фуникулёре со дня открытия. Лично настраивал все оборудование и привезённый механизм. 

«Я как с армии пришёл – решил работать в депо. Но мест  тогда не было, очень долго пришлось стоять в очереди. А у меня как раз приятель был, работал на фуникулёре. Тогда машину только привезли. Ну вот, позвал меня. С тех пор  тут и работаю», - рассказывает Юрий Дмитриевич.

Старейший машинист знает все о фуникулёре: о его истории, о том, как должно работать всё внутри. Словно опытный врач, досконально знающий устройство человеческого организма, он знает каждый винтик канатной дороги. Где нужно смазать механизм, где – что-то подкрутить. 

«Мы работаем сутками. Заступил на сутки – сутки работаешь, потом приходит твой сменщик. Трудимся вдвоём: один – крутит, мажет всё, за всем наблюдает. Второй наверх в рубку идёт и там сидит. Потом мы меняемся с ним местами. Вот так. Сам фуникулёр – с 7:00 до 20:00, а мы целые сутки: механизм требует постоянного наблюдения. Так удобнее, не надо бегать туда-сюда. Машинистами у нас работают долго, старый костяк уже. Контролёры вот новые приходят иногда.  Мы – до последнего работаем, по многу лет.  Всего нас 5 машинистов. Я уже на пенсии, но продолжаю тут трудиться. Нужно ходить везде, смазывать механизмы, за всем следить.  Лучше утром в начале смены сходить, всё смазать сразу, всё проверить. И дальше остается только следить, чтобы всё в порядке было», - говорит Гальцов, прохаживаясь между выкрашенными в ярко-жёлтый цвет валами. 

Второй машинист, Дмитрий, в это время сидит за пультом управления. Внимательно следит за составами, плавно идущими по рельсам. 

Тут находятся все приборы: вольтметры и амперметры, табло. Всё  под контролем: напряжение, ток. Есть две самые главные  кнопки, осуществляющие спуск и подъём вагонов. Всё это машинист наблюдает на больших экранах, чтобы ход вагонов был виден ясно и подробно.

«Первый раз управлять вагоном было не страшно, но волнительно. Не доехать немного или наоборот, «переехать» - это вот самое нервное, что происходило», - делится Дмитрий. 

Но вот мы выходим на саму станцию и спускаемся на несколько ступеней ниже. Там уже стоит ярко-синий вагончик. Приветливая женщина – проводник-кондуктор Татьяна Фролова выдает билет. Стоит одна поездка сейчас 11 рублей. Билет на тонкой бумаге со светло-зелеными надписями, такие остались, наверное, только в трамвае, троллейбусе, фуникулёре и старых советских фильмах.   

Татьяна Фролова – не только кондуктор со стажем, но и настоящий экскурсовод. Она охотно рассказывает о горном транспорте и даже проводит экскурсии для школьников. 

Пассажиры получают свои билетики, и рассаживаются по местам. Всего в кабине с комфортом размещается 28 человек. 

И вот, проводник начинает рассказ: 

«Когда активно пользовались фуникулером студенты, тут были огромные очереди. Сейчас  все студенты находятся на острове Русском, и пассажиров у нас стало маловато…»

- Не все студенты!  - высокий молодой человек заскакивает в вагон. – Не все, мы ещё ездим, и активно! – смеясь, возражает юноша. 

- Ну, ладно-ладно, обиделись сразу, – отшучивается Татьяна. 

«Фуникулер наш открылся 5 мая 1962 года. Начато строительство по инициативе Хрущева. Был он в США, в Сан-Франциско, вернулся оттуда полный впечатлений и сказал: «Хочу сделать из Владивостока второй Сан-Франциско!» И заказал 2 фуникулёра. Хотели поставить их здесь (на Суханова – прим. редакции) и на Гайдамаке. Но один комплект до нас дошёл, а второй таинственным образом испарился. Ну, а наш установили и работает он уже больше полувека. Приезжают сюда кататься иностранцы, приезжают и местные жители. Часто дети  приходят, с мамами, папами, бабушками, дедушками  - и катаются, катаются по многу раз. По 5-10 раз иногда детки просят. То вверх едут, то вниз. Я работаю 11 лет – раньше студентов очень много было. Теперь-то, когда всех на Русский перевели, общежития опустели, осталось их немного», - рассказывает проводник. 

«Чтобы вагон поехал, нужен не только гудок, но и мое разрешение, которое я по рации передам. Вообще, вагон ходит каждые пять минут, но если вдруг что-то случится, и я буду молчать – мы продолжим стоять. Без моего разрешения вагон не поедет», - говорит  кондуктор, доставая рацию.

«Вагон отправляйте!» - громко произносит женщина в рацию. 

Вагон трогается с места, и медленно опускается по рельсам. Где-то на середине пути навстречу едет его «брат» - вагон красного цвета. Первый раз становится немного страшновато: такое ощущение, что трамвайчики сейчас наедут друг на друга. По словам постоянных пассажиров, такой эффект всегда возникает. Но, разумеется, на фуникулёре все продумано, и вагоны благополучно разъезжаются. А из окна видны вершины деревьев с сорочьими гнёздами в развилке ветвей, частные домики и старые колодцы. А дальше – море, бухта, мост через Золотой Рог, шоссе с бегущими по нему машинами… Вагон тормозит внизу. Кондуктор открывает нижнюю дверь. Пассажиры выходят, благодарят Татьяну и прощаются с ней. Есть тут и постоянные пассажиры, которые на фуникулёре ездят каждый день. 

«Я живу наверху, вниз спускаюсь каждый день почти. По работе езжу, по делам разным. Порой приходилось в очереди стоять, сейчас полупустые вагоны ходят», - рассказывает Мария, постоянный пассажир фуникулёра. Она регулярно пользуется фуникулёром уже больше десяти лет. 

Выходим из кабины в просторный зал. Он тоже напоминает что-то старое, советское. Не хватает только автомата с газированной водой и белых занавесок на окнах вагона. А за дверью зала – уже 19 век. Величественное здание инженерной школы из красного кирпича с химерами на торце, памятник Пушкину и изящные корпуса университета создают атмосферу старины. Словно попадаешь в машину времени, следуя от вполне современной остановки во времена СССР. Специальная кабина спускает тебя ниже, а по дороге ты видишь весь город. И вот – попадаешь в архитектурный ансамбль позапрошлого века.

И пусть сейчас во Владивостоке повсеместно строят новые дома, студенты переезжают в кампус на острове Русском, а вместо частного сектора появилась оживленная трасса, и количество пассажиров сократилось всего до двух тысяч в день – фуникулёр продолжает работать ежедневно. Горный трамвайчик и два вагона - синий и красный – давно стали неизменным элементом в облике города. Фуникулёр ведь не просто средство передвижения, а один из символов приморской столицы, радующей горожан и гостей Владивостока уже более полувека. 

Другие материалы рубрики "Интервью"
62480f03a5c66a1e30a60be77887f681c6da4603.jpeg

Главное верить в волшебство: Дед Мороз - откровенно о своей работе

Волшебник рассказал, как исполняет желание взрослых и что дарит детям в новогоднюю ночь

f2b1c4c2677078e99f1ef3339bb9f2d10aad2e04.jpeg

«Дети не верят в волшебство»: владивостокский Дед Мороз – о своей работе

Свою работу новогодние волшебники начинают уже в начале декабря

84954bc7cea4e5334a770fe95c38257516cdde74.jpeg

Праздник со вкусом: повар из Владивостока рассказал о новогоднем застолье

Что должно быть на праздничном столе помимо «оливье» и «селедки под шубой» - в материале РИА VladNews