Из Амстердама во Владивосток на велосипеде
Путешественник из Нидерландов – в интервью РИА VladNews
Стартовав 29 июня в Амстердаме, преподаватель Амстердамского университета прикладных наук Эндрю Свитцер к середине сентября добрался до Владивостока. Перед следующей, завершающей, точкой своего маршрута – Камчаткой – путешественник из Нидерландов встретился с корреспондентом РИА VladNews и рассказал о том, как прошло его путешествие.
- Эндрю, спасибо, что согласился на интервью. Глупый вопрос, а на Камчатку ты ведь не на велосипеде отправишься?
- Конечно, туда я полечу (смеётся). Хочу побывать на Камчатке, и после нее уже полечу в Москву.
- А почему ты вообще решил поехать по России, да еще и на велосипеде?
- Это не первое моё путешествие на велосипеде, я уже давно катаюсь по разным странам, проехал Америку, Австралию (не на велосипеде), Канаду, европейские страны. Ездил и по Украине. Там было сложно – мало кто говорит по-английски, разве что в крупных городах, в деревнях еще по-немецки кто-то говорит. Зато все готовы общаться по-русски. Вернувшись в Голландию, я решил учить русский и однажды поехать в путешествие по России. И вот в этом году я защитил диссертацию по градостроительству в университете в Голландии и решил отправиться в этот длинный путь. Я подумал: сейчас мне 36, и если я хочу сделать это, то нужно ехать именно сейчас. В 45, например, будет сложнее, возможно, будет семья, ну и непонятно, что будет с геополитической обстановкой в мире лет через пять… Поэтому я решил поехать в этом году, а после путешествия вернуться к работе в университете.
- Откуда началось путешествие? В каких городах в России ты побывал?
- Путешествие началось в Санкт-Петербурге. Потом – это обязательный, на мой взгляд, пункт для туристов, - города Золотого Кольца России. Из Петербурга я поехал не через Москву, а через Великий Новгород, потом через Череповец. А в Москву я не поехал, потому что, по-моему, там слишком много машин, и ехать на велосипеде в такой дорожной обстановке не очень приятно и комфортно. Потом проехал все крупные города: Нижний Новгород, Казань, Пермь, Екатеринбург... Полторы недели провел на Алтае, побывал в Иркутске, на Байкале – там был две недели. Алтай и Байкал – очень красивые, удивительные места! Оттуда поехал в Хабаровск, и уже после, конечно, во Владивосток. Часть пути пришлось преодолевать на поездах, в том числе из-за особенностей климата в вашей стране, часто шли сильные дожди и дул сильный ветер. Ну и дороги не везде в российских городах приспособлены для велосипедов. К сожалению, российские водители часто не очень уважают велосипедистов. Я заметил, что это зависит от трассы – конечно, чем меньше машин, тем безопаснее.
- А в каком городе России самые доброжелательные к велосипедистам автолюбители?
- Это трудный вопрос. Проще сказать, какой город в принципе больше подходит для велосипедистов. Мне кажется, хорошо в Перми, там несколько велосипедных дорожек. Петербург, хотя там много машин. В Тюмени неплохо.
- А как насчет Владивостока?
- Ну, я думаю, что Владивосток не подходит ни для велосипедистов, ни для пешеходов, это город для автомобилистов, очень жаль. И в тоже время очень много пробок, дороги узкие, машин много, мало места для остальных видов транспорта и для пешеходов, к сожалению.
- Ты не только велотурист, но еще и эксперт в градостроительстве. Что можешь сказать с профессиональной точки зрения о Владивостоке?
- Мое личное мнение: Владивосток, конечно, очень красивый город. Здесь красивая архитектура, много исторических зданий, видно влияние немецкой архитектуры 19 века. Но здесь, как и вообще в России, большая проблема с общественными пространствами. То есть вот красивый дом, и вот еще красивый дом, но что дальше? Должного внимания развитию общественного пространства не уделяется. Я не знаю, кто за это отвечает у вас? Так было раньше и в Европе, и в Америке в 50-60-хх годах - тогда тоже больше внимания уделяли тому, чтобы людям было удобнее передвигаться на машинах. Но это не работает. Построите больше дорог – будет больше машин, и места всё равно будет мало.
В Голландии, например, градостроительство больше похоже на социологию, чем на архитектуру. Важно, чтобы людям было комфортно, удобно жить в городе. Если бы я здесь жил, то я бы хотел жить не в центре, а в пригороде, где есть парки, свежий воздух, место для велосипедистов. Вы сами считаете свой город удобным? Мне кажется, что он не очень удобный для жизни.
Видно, что город растёт. И, конечно, если город расширяется, то нужно задумываться о транспортной доступности, и речь не только об автомобилях. Большинство людей работает в центре, а живут в спальных районах. В городском музее, который я посетил, я видел, что раньше во Владивостоке был трамвай. И если сейчас город становится больше, возможно, нужно подумать о дополнительном общественном транспорте, который должен быть доступен всем, чтобы как можно меньше использовать машины. Вот, для примера, Цюрих, мне кажется, он топографически похож на Владивосток – расположен на холмах, количество жителей, наверное, примерно такое же. В 1960-х годах там становилось всё больше машин, и власти тоже хотели убрать трамваи, построить метро, сделать широкие проспекты для автомобилей. Но такие решения принимаются с учетом мнения населения, так что провели референдум жителей, которые решили, что трамваи должны остаться, но стать более современными. Теперь там очень быстрые и качественные трамваи, Цюрих – город трамваев, это очень удобно. Плюс там хорошая железная дорога. У вас она тоже есть, но очень мало поездов, хотя, возможно, именно они позволят решить проблему транспортной доступности во Владивостоке.
- Какой город в России за время путешествия тебе больше всего понравился?
- Иркутск, особенно центральная часть. Тюмень понравилась. В Иркутске в центре очень много деревянных исторических домов, затем органично расположены здания, построенные в разное время. При этом не доминирует архитектура какого-то определенного периода, видно, как город рос, развивался, жил.
- А в целом понравилась в России? Не страшно было ехать в одиночку?
- Россия очень понравилась, а больше всего – природа и люди. Города тоже красивые. И люди прекрасные, гостеприимные, открытые.
Лия Хабарова