Ефим Звеняцкий: И пусть пустой зал останется в прошлом
Главный режиссер театра имени Горького - в интервью на РИА VladNews
Пустой зал без зрителей. Пустые гримерки. Пустая сцена. Пустой театр… Уже два с половиной месяца, как стала привычной такая картина во всем мире. Но театры, как и другие учреждения культуры, не сдаются. Здесь никто не живет прошлым, здесь думают о будущем… И Ефим Звеняцкий, главный режиссер и художественный руководитель театра имени Горького, смотрит только вперед. В пустом зале, говорит Ефим Семенович, я за это время насиделся, спасибо. Больше не хочу. Пора начинать работать, заявил он в интервью РИА VladNews.
- Ефим Семенович, как сейчас живет театр, что происходит?
- Как в конце марта мы закрылись в связи с пандемией, так и живем сегодня: нет спектаклей, нет репетиций. Апрель, май… Толчем воду в ступе, и это невероятно грустно. Спасибо, что государство пошло нам навстречу и выделило небольшие, но все же средства на компенсацию тех потерь, которые мы получили после возврата купленных билетов.
В театре каждые два часа проходит влажная уборка с дезинфекцией. У нас работают только технические службы, поддерживающие функционирование здания. Творческая часть коллектива работает удаленно, хотя лично я весьма скептически отношусь к репетициям или читкам он-лайн.
Мы внимательно следим за всеми новостями, которые так или иначе касаются будущей работы театров, особенно из министерства культуры. Порадовало известие о том, что с 1 августа, вероятно, нам разрешать продавать билеты на спектакли, теперь бы еще узнать, когда мы сможем возобновить работу. Словом, все зависит от того, когда будут сняты ограничения.
- У вас были такие планы: «Мастер и Маргарита», спектакль об Элеоноре Прей…
- Да, премьера «Мастера и Маргариты» должна была состояться в апреле, причем на все премьерные дни билеты фактически были проданы, был аншлаг… Сейчас спектакль остановлен. Что это значит? Что как только снимут хоть немного ограничения, нам нужно будет все срочно начинать с начала. С нуля. Потому что актеры сидят дома – на удаленке! И значит, происходит своего рода разбалансировка, ведь актерское ремесло – это прежде всего общение, это взаимодействие… Мы верим, что после 15 июня начнется какое-то хорошее движение в смысле отмены ограничений, и артисты заполонят свои гримуборные, и возьмут в руки свои роли, которые они хоть и выучили за время изоляции, но которые нужно собрать в единый ансамбль, и начнутся репетиции. Интенсивные, динамичные репетиции…
Второй не состоявшийся из-за пандемии наш спектакль – это музыкальное представление «Сны о войне». К юбилею Победы, к 9 мая его должна была поставить Тамара Данцигер-Дельсаль, и активно шли репетиции в марте, актеры готовили песни военных лет, песни о войне. Конечно, мы постарались хоть как-то донести уже готовый материал до зрителя, накануне 75-летия Победы опубликовав несколько специально отснятых номеров на Ютубе, на нашей страничке в «Фейсбуке». Вообще мы цепляемся за каждую возможность напомнить о себе, проявить себя на Ютубе, на Фейсбуке. И что приятно – наша работа оказывается востребованной. У нас много просмотров, хорошие добрые комментарии. Я, правда, всем этим пользоваться не умею, но актеры показали мне – и я был поражен и количеством лайков, и просмотров…
Но в любом случае «Сны о войне» пока остановлены. И вообще у меня под большим сомнением судьба этого спектакля сегодня. Ведь он создавался к юбилею Победы, он – датский. А это как раз тот случай, когда дорога ложка к обеду. Мы должны были показывать его 9 мая в сквере Лазо, на центральной площади. А теперь закрадываются мысли: а нужен ли вообще этот спектакль, ведь одно дело – показать его в такой наполненный эмоциями, единым патриотическим чувством день, как праздник Победы, и совсем другое – просто показать… С другой стороны, не выпускать спектакль после стольких усилий, в него вложенных; да еще и при том, что на него выделялись государственные деньги… Тут есть над чем подумать. Впереди у нас Дни мира на Тихом океане, возможно, покажем «Сны о войне» именно в сентябре.
Есть еще спектакль, работа над которым тоже приостановлена, - «Ковбой. Король. Великолепный» о Юле Бриннере. Прекрасную пьесу написал Юрий Гончаров! Прекрасную! Андрей Климов создал великолепные декорации и костюмы – а как иначе, когда в спектакле такие персонажи, как Марлен Дитрих, Мэрилин Монро?? А главное – ведь в центре спектакля нашенский пацан! Наш земляк. Великолепный Юл!
Увы, должен сказать, что сегодня это имя многие не знают. И когда ты произносишь «Великолепная семерка», далеко не все понимают, о чем идет речь. Очень печально.
С некоторых пор для меня стало важным исследование одной темы, в увлечении которой меня далеко не все поддерживают: история края, в котором я живу. История города, в котором работает театр имени Горького. Заниматься ею я стал не так давно – когда поставил «Крейсера». Затем появился «Фрегат «София» - по рассказу Бориса Пильняка… Эти спектакли для меня очень важны.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что мы взяли в работу еще одну пьесу на «локальную тему». Об Элеоноре Прей. Лариса Белоброва, которая сыграет главную роль, как известно, принимала активное участие в выходе в свет книги писем Прей, в установке памятника. Написала пьесу Елена Исаева, с которой театр много и плодотворно сотрудничает театр. Режиссер – Сергей Боровков, творческий, интересный человек.
И вот что хочу заметить. «Локальную тему» до меня исследовал Ефим Табачников – в «Разгроме», например. Вообще в советское время, если в репертуаре краевого театра не было спектакля, скажем так, на местную тематику, то театру не утверждали в инстанциях репертуарный план.
А сегодня мы – не только молодежь, но и люди вполне взрослые – очень мало знаем историю родного края. Историю Дальнего Востока. А ведь какая у нас потрясающая литература! Какие богатые исторические события! Да стоит только пару лекций Нелли Мизь или Виктора Шалая послушать, чтобы понять, сколько интересного скрывает наш город, наш край. А мы ведь стали столицей ДФО, и этому званию нужно соответствовать, про наш город нужно много рассказывать. Поэтому я буду заниматься этим и дальше.
- Вы надеетесь возобновить работу над этими спектаклями в ближайшее время?
- Мы очень надеемся, что 15 июня нам разрешат выйти на репетиции. И мы выйдем, и проведем, и вспомним, и вдохнем жизнь в законсервированные постановки. Я вызову из Москвы художника по свету Сергея Скорнецкого, художника Андрея Климова, соберу балет – если, конечно, прибывающих из Москвы не будут сажать на карантин на две недели… Эти «если»… Я хочу до начала июля все-все попытаться восстановить: художественное, пластическое, режиссерское, оформительское. И затем мы уйдем в отпуск. По традиции. Из отпуска мы выходим в начале августа и начинаем снова репетиции 20 сентября мы едем на театральный фестиваль в Хабаровск, где покажем «Великого Гэтсби».
Мы отменили летние гастроли в Санкт-Петербурге и Минске, которых очень ждали. Но что поделать. Так вот, в сентябре я все же хочу попытаться – и веду переговоры – после Хабаровска все же на 7-10 дней привезти в Санкт-Петербург три спектакля. Если получится, прекрасно, тогда мы откроем сезон 3 октября. Если нет – 18 сентября.
- Мы все время говорим про «если». Если будут введены в действие рекомендации Роспотребнадзора – о шахматной рассадке, о 50 зрителях в зале – вы будете готовы так работать?
- В советское время спектакли могли отменять, если в зале было меньше 25 человек. Был такой норматив.
А я вот что хочу сказать. Я буду играть, даже если нас заставят рассаживать зрителя квадратно-гнездовым способом. Даже если в зале разрешат находиться не 50, а 15 зрителям. Мы будем играть! Потому что для актера игра на сцене – жизнь. И никак иначе.
Любовь Берчанская, газета "Владивосток"