Люди во главе протеста — всего лишь крикуны и тюфяки
Лидер не вписывающегося в форматы и рамки условностей "Бахыт-Компота" откровенно ответил на вопросы корреспондента ИА Приморье24. (ФОТО)
Владивосток, ИА Приморье24. Перед концертом в "Мумий Тролль Music Bar" корр. ИА Приморье24 успел пообщаться с лидером "Бахыт-Компота" Вадимом Степанцовым о влиянии цифровой революции на музыку и литературу, современной поэзии, путинизме и протестном движении.
- Почему же так долго не могли до нас добраться?
- Прилететь сюда — история неэкономичная, но у нас получилось убить сразу двух зайцев: нас пригласил товарищ, который занимается медийным бизнесом, и клуб пошел навстречу, так что получилось еще и повидаться с друзьями-приятелями.
Впервые во Владивостоке я оказался еще на заре своей литинститутской молодости, в 1988 году. Тогда у нас были агитбригады, когда брали 3-4 ребят с поэтического отделения, одного с прозаического, преподавателей — и посылали в разные уголки страны. Меня послали на погранзаставу на озеро Хасан почитать бойцам свои вирши. Я даже спрашивал уже, остался ли у вас еще ресторан "Арагви", где я тогда подцепил одну официантку (смеется). Ее приятель-морячок хотел со мной разобраться, но обошлось, хотя страху я и натерпелся. Еще потрясло торжество альтруизма в лице местных продавщиц пива, которые не отпускали людей без долива после отстоя пены. Вот бы сейчас так!
- Почему сейчас ваши альбомы выходят реже, чем раньше?
- Ну, не скажите... В прошлом году, точнее, чуть больше года назад вышел диск "Перезагрузка", которому предшествовало обновление состава. Появился у нас саксофонист, который, правда, чуть больше года как раз с нами и проработал, а потом ушел туда, вслед за Дженис Джоплин и Куртом Кобейном... Так что альбом вышел немножко по-другому звучащим. Сейчас пластинки выпускать не сложнее, чем раньше, просто в наше время это никому не надо. Даже мой соавтор из группы "Браво" - Евгений Хавтан, у которого никогда не было подобных проблем с издателями, он бегает по лейблам и вымаливает какие-то гроши, которые никто не хочет платить. Все моментально появляется "вконтактах", "ютубах" и прочих ресурсах.
- Цифровой формат полностью заменит традиционные носители? Речь не только о музыке, но и о книгах.
- В конце 90-х с развитием интернета вообще вся ситуация с дисками и заработками поменялась. Сейчас люди покупают CD, только если хотят держать в руках артефакт, это, образно говоря, такие старперы или любители джазовой классики. То есть такие отделы в магазинах расширяются, а поп, наоборот, отодвигается. С книгами ситуация несколько другая — некоторые книги приятно просто перелистывать, держать в руках, и никакая электронная библиотека Мошкова их не заменит. Я и сам люблю некоторые книги перечитывать, читать, например, с середины — с электронными вещами это не проходит.
- А вы после "Отстойника вечности" прозой больше не занимаетесь?
- К сожалению, нет, не могу, не получается заставить себя сосредоточиться. Ну и времени не хватает — тогда не было у меня семьи, не было группы, которая тоже требует постоянных административных усилий. Да и к тому же в конце 90-х, после некоторого безрыбья, на ниве российской словесности стало появляться достаточно много сильных и достойных прозаиков. Началось с Пелевина, а потом пошло-пошло — Быков, Прилепин, Шаргунов. Прозе нужно посвятить всю свою жизнь, отдавать себя целиком, и, если я понимаю, что поэт я очень хороший, такой уверенности в себе как в прозаике у меня нет. По роману в год писать, чтобы после пятого романа тебе начали платить хоть какие-то деньги, - это могут единицы.
- Помню, как вы однажды, будучи экспертом на передаче "12 злобных зрителей" зачитали фристайлом мощнейшую телегу, где по полочкам разобрали творческий процесс производства рэп-треков. А сейчас за таким видом народной поэзии как рэп успеваете следить?
- Не так давно мы подружились с замечательными ребятами из группы "25/17". Официально их нет практически нигде, но в социальных сетях и форумах достаточно заметно, что они очень популярны. У нас был совместный концерт не так давно, и я им предложил один трек, но сейчас лето, время немного не то.
- А из современных поэтов вам кто интересен?
- При всей разнице наших политических платформ — Быков, Емелин, Родионов... Плюс сейчас очень много новых имен среди поколения двадцатилетних. Происходит движуха, идут поэтические поединки — продолжение слэмов, зародившихся несколько лет назад.
- С товарищами по Ордену Куртуазных Маньеристов отношения поддерживаете?
- Иных уж нет, а те далече... Выступаем иногда с Александром Вулыхом, но он был принят в Орден уже под занавес. Другие не чувствуют публику, не умеют выбирать стихи для выступления... сложные товарищи.
- Вы с остальной рок-тусовкой как-то не очень пересекаетесь, в трибьютах и масштабных фестивалях не часто участвуете. Вы по разные стороны баррикад?
- Я поучаствовал в одном трибьюте "Гражданской обороны", но мировоззрение у меня антилетовское, на самом деле. А весь этот русский рок — у них там своя собственная тусовка. Егор Летов был мизантропом, а я люблю людей и жизнь, у меня в кавер-версии даже сэмплы были "Как прекрасен этот мир, посмотри!..", но издатели их вырезали и получилась голимая фигня. Мой вообще басист называет всю эту музыку, русский рок про звездное нечто, как у Кипелова с Кинчевым, "музыкой про коней".
- Сейчас президент часто встречается то с молодежью на Селигере, то с байкерами. Вы вроде бы тоже дружите с байк-клубами и с молодежью у вас контакт имеется. Как удается держаться в стороне от этой политической тусы, куда все, напротив, очень хотят попасть?
- Попросту я специально не рву анус, чтобы куда-то внедриться, хотя я и бонапартист по природе. Есть люди, которые меня любят и знают, но продюсерского движения "евтушенковского" у меня нет. Хотя сейчас ко мне обратился интернет-канал молодежный, "Спасибо, Ева!" и его авторы начали анимировать мои стихи, в том числе и просто жизненные, и пропутинские. Я ведь настоящий путинист, хотя эти убеждения особо не афиширую.
- Странно слышать от вас признания в путинизме...
- Понятно, что художник должен лаять, как Моська на слона, чтобы быть услышанным. Но я читаю того же Быкова с его проектом "Гражданин Поэт", и понимаю, что это не совсем его позиция. Человек не за революцию, но, поскольку у него гиперзадача продвигать свое эго всеми возможными способами, то можно и совестью покривить. Не знаю, что я бы делал на его месте. Может быть и ничего.
- А к протестному движению у вас какое отношение?
- Время уже расставило все точки над "ё". Люди во главе этого движения — крикуны и тюфяки, и задача их — возродить старую систему, только в еще более худшем виде, чем она была.