Астрофотограф: Во Вселенной обязательно найдут миры с разумными существами

Антон Комлев – в интервью РИА VladNews

95ce41e6be5355ce2d7240a5e03dae73fe179fd9.jpeg

Звёздное небо – одно из самых притягательных явлений в нашем мире. Люди веками смотрят вверх и задаются философскими вопросами. В условиях городской жизни звёздная россыпь часто скрывается за уличными огнями, и люди теряют связь с небом. Корреспондент РИА VladNews пообщался с пейзажным астрофотографом из Приморья Антоном Комлевым, который часто видит эту неземную красоту и делится ею с другими. Антон рассказал, являются ли снимки звёзд фотошопом, как создавать такие фото и что он думает об инопланетянах.

- Антон, ты делаешь изумительные фотографии! Расскажи, как ты начал снимать?

- Снимать я начал, как и большинство, сначала на простую мыльницу. Потом, когда я почувствовал, что мне это нравится, постепенно перешёл на более серьёзную фототехнику. Снимал я тогда больше природу, так как любил путешествовать. В то же время меня всегда привлекало звёздное небо своей загадочностью, бесконечностью и красотой, в детстве я проявлял интерес к астрономии и научной фантастике, и этот интерес не пропал и по сей день. Однажды в 2011 году, когда я уже был студентом, у меня появился телескоп, и я начал самостоятельно изучать звёздное небо. Видя эту красоту, обязательно хочется её сфотографировать и показать людям. Отсюда и возник интерес к астрофотографии.

- Ты в основном снимаешь небо, преимущественно – звёздное. Относишь ли себя к астрофотографам или стараешься не вешать на себя ярлыки?

- Да, сейчас я отношу себя больше к астрофотографам, точнее – к пейзажным астрофотографам. Это когда снимается пейзаж со звёздным небом в нужной композиции.  В самой астрофотографии есть тоже разные направления. Я бы их поделил на два лагеря: кто-то снимает преимущественно объекты ближнего (Луну, Солнце, планеты) и дальнего космоса (туманности, звёздные скопления, галактики),  а кто-то – астрономические пейзажи. Но есть те, кто увлекаются и тем, и другим. Деление на два лагеря обусловлено разным используемым фотооборудованием: для пейзажной астрофотографии, как минимум, достаточно штатива, фотоаппарата, светосильного широкоугольного объектива. Для объектов ближнего и дальнего космоса нужны более серьёзные вливания – телескоп или телеобъектив, большая устойчивая монтировка с приводом, компенсирующая вращение Земли (чтобы звёзды не смазывались на фотографиях), гид-камера, ноутбук, дополнительное питание и тому подобное.

Но мне не хотелось бы зацикливаться на одном направлении. Мне также нравится снимать просто природу и природные явления – грозу, буйство стихии, туман, поймать где-нибудь радугу или молнию, момент прояснения. Но таких снимков в последнее время становится меньше. Ведь когда сильно увлекаешься одним, то на остальное остаётся мало сил, времени и внимания. В будущем, я думаю, моё увлечение будет трансформироваться, и возможно расширение горизонтов.

- Раскрой секрет для тех, кто мало понимает в таких снимках: как ты создаёшь эту красоту? Всегда ли звёзды – это фотошоп?

- Для этой красоты, как правило, требуется штатив, камера, желательно с большой матрицей, кроп 1.5 или полный кадр, то есть хорошо снимающая при плохой освещённости – с низкими шумами на изображении, и светосильный широкоугольный объектив. Для продвинутых есть дополнительные приспособления, позволяющие снимать с длительной выдержкой, компенсируя вращение Земли (звёздные трекеры). Ночью очень мало света, и нужна техника, которая позволит этого света больше накопить за время снимка. Ещё я использую панорамную съёмку, так как не все объекты помещаются в один кадр. Я делаю несколько кадров, сдвигая камеру, и потом при обработке соединяю в один большой снимок. Также нужно понимать, что и когда снимать на небе, нельзя просто так выйти в любую ночь, направить фотоаппарат куда-то там в ночное небо и получить подобный результат.

Ощущение фотошопа у многих, не знакомых с фотографией или ночной съёмкой, возникает потому, что они сами не видят этого глазами, или у них не получается подобного результата, так как не учитывают факторы, указанные выше. Но это не значит, что этого нет. Нужно понимать, что человек – не ночное существо, и наши глаза не умеют хорошо видеть ночью. Из-за недостатка освещения ночью мы видим всё в чёрно-белых тонах, а Млечный Путь похож на серое облако, растянувшееся по небу. Также наши глаза не способны длительно накапливать свет так, как это делает фотоаппарат. Ведь на фотоаппарате можно выставить выдержку 1 минуту и более, тем самым регулируя количества света, попадающего на матрицу, за это время света от звёзд накапливается больше, появляются цвета, детали звёздного неба. Обработка, как и в любой фотографии, снятой на телефон или фотоаппарат, присутствует, но она призвана лучше проявить детали неба, сделать их контрастнее.

Часто бывают случаи, когда фотографы сознательно присоединяют звёздное небо к снимку, снятому, например, в дневное время, или к месту, где такого неба там не бывает, например, Млечный Путь над городом, или увеличивают Луну и приклеивают на фоне, например, Золотого моста. Да, я понимаю, что в фотоискусстве много направлений, некоторые любят фотоколлажи или фото-арт, некоторые хотят удивить кого-то или привлечь внимание, но о то, как сделан снимок, если он не настоящий, нужно указывать. При публикации авторы часто не пишут об этом, что неэтично с точки зрения фотоэтики, тем самым они ещё больше вводят в заблуждение обычных людей, не фотографов. Но я такого в своих работах не допускаю, публикую снимки, сделанные мной в этом месте с тем звёздным небом или Луной, которое там были в ту ночь. Чтобы отличить на снимке правду от вымысла или фантазии автора, зрителям нужно самим быть более-менее подкованными в фотографии, в физике явлений. Но это далеко не каждый может…

Фото: В сосновом обрамлении (мыс Сосновый, Морской заповедник). Автор: Антон Комлев

- Что тебя вдохновляет на такие шедевры?

- В интернете много авторов, которые снимают великолепные астропейзажи и другие ночные снимки. В своё время, глядя на их работы, я сам вдохновился на что-то подобное. Хочется отметить  фотографии российских астрофотографов, например, Юрия Звёздного (псевдоним), Бориса Дмитриева. Сейчас они отошли от своего увлечения ввиду жизненных обстоятельств. Время течёт, одни фотографы уходят, другие появляются. Сейчас я вдохновляюсь больше самостоятельно, в Приморье много мест, где хотелось побывать и где можно создать красивые астропейзажи. Эти места меня и вдохновляют.

- Вот ты снимаешь звёзды, а ты хотел бы попасть в космос?

- Да, конечно. Это мечта детства, как и многих, увлекающихся астрономией: увидеть и побывать в неизвестных мирах. Только вот попасть в эти миры очень нескоро будет возможно. Расстояние до ближайшей звезды – Проксима Центавра – около четырёх световых лет. При жизни – только в виртуальной реальности (улыбается).

- Как думаешь, мы одни во Вселенной или инопланетяне существуют?

- Думаю, что существуют. Вселенная бесконечна, в ней несчётное количество галактик, в каждой такое же количество звёзд и планет! Это поражает. Думаю, что там обязательно найдутся миры с разумными существами.

- Насколько я знаю, ты участвовал в конкурсе Look at Vlapostok. А в каких-нибудь российских или международных фотоконкурсах участвуешь? Если да, то как твои успехи?

- Да, я иногда участвую в фотоконкурсах, российских и международных, но не всегда вовремя узнаю о них. Это нужно проводить отдельную работу по их поискам, на что иногда не хватает времени. Например, о проекте Look at Vlapostok я узнал в 2014 году. Есть фотоконкурсы «Первозданная Россия», «Дикая природа России», о которых я услышал в прошлом году, но не успел подать свои работы. Но постепенно информация о них набирается, и в следующем году, если не забываешь, то участвуешь.

В проекте Look at Vlapostok я начал участвовать с 2015 года, почти каждый год мои работы попадали в фотоальбом. В этом году участвовал в конкурсе астрофотографов, проводимым сайтом 35awards, стал победителем в номинации «Человек и Космос». Отмечу, что не я один из Приморского края стал в нём победителем, у нас есть и другие замечательные астрофотографы – Илья Палиенко, Валентин Шульгин, которые тоже заняли призовые места в других номинациях. С работами, например, Ильи Палиенко можете ознакомиться на сайте «Край Земли».

Периодически отсылаю свои работы на конкурс Русского географического общества «Самая красивая страна», в этом году две моих фотографии вошли в число лучших в номинации «От заката до рассвета». Матёрые фотографы говорят, что это круто (улыбается).

Победа в фотоконкурсах, как правило, лотерея. Многое зависит от конкретного экспертного жюри, от их виденья. Бывает, проходят совсем непонятные работы авторов.  Я не огорчаюсь, если где-то не прохожу, и не зазнаюсь, если побеждаю. Главное, чтоб мои фотографии нравились мне самому. Ведь это здорово, когда ты задумываешь сюжет и воплощаешь его в жизнь, при этом получается так, как ты это представлял.

Фото: Телепортация (остров Шкота). Автор: Антон Комлев

- Планируешь ли ты свою фотовыставку?

- Да, хотелось бы однажды организовать фотовыставку своих работ. Опыта в этом деле мало, но надеюсь, это когда-то произойдёт. Буду к этому стремиться.

- Тебя публиковали когда-нибудь в National Geographic, Discovery или других популярных изданиях? Если нет, то хотел бы?

- До публикации в подобных журналах дело ещё не доходило, если не считать упоминания в официальном аккаунте Instagram журнала National Geographic Russia @natgeomagazineru. Конечно, было бы здорово, если б такие издания обратили внимание на мои работы.

- Ты много путешествуешь по Приморью, России или миру?

- Путешествовать – это хорошо, особенно когда нет обременений. Не обязательно ждать будущего, лететь в другие галактики, чтобы оказаться в других мирах. Достаточно просто побывать в разных уголках нашей Земли, ведь она полна невероятными местами.

По России я путешествовал мало, был однажды в Ергаках (Краснояркий край) и на Сахалине, очень понравилось. А в России есть ещё много замечательных мест. По миру – в Австралии и Вьетнаме.

Сейчас я путешествую по Приморью. Здесь тоже есть, где побывать, что посмотреть, но происходит это не так часто, как хотелось бы. Годы идут, семья, работа – времени на это остаётся не так-то и много.

- Какие места ты хотел бы посетить и сфотографировать?

- Хотелось бы когда-нибудь ещё побывать в Южном полушарии, чтобы насладиться всей красотой звёздного неба. Например, в Чили, Боливии, Австралии или Новой Зеландии. В Австралии я уже был однажды, но в то время ещё не так сильно увлекался астрофотографией. В Южном полушарии  расположены те участки звёздного неба, которые не видны нам в Северном полушарии.  Когда эти участки появляются на небе, у нас наступает день. Также хотелось бы полюбоваться северными сияниями. Это можно сделать у нас в стране, например, в Мурманской области или в Хибинах.

- Расскажи немного о себе. Кем ты работаешь? У тебя, наверное, творческая профессия. Если вдруг нет, то почему бы тебе не заняться фотографией на постоянной основе? У тебя отлично получается!

- Спасибо. Может быть, это произойдёт когда-нибудь, когда будет больше времени, нужно много быть на природе, в путешествиях, в отрыве от семьи и близких. Пока я и мои близкие к этому не готовы. Буду нарабатывать опыт (улыбается).

Сейчас мне 33 года, я родился в Большом Камне. Живу и работаю во Владивостоке. Моя работа связана с научно-образовательной деятельностью - я преподаватель по электротехнике и автоматике в одном из вузов.

Дарья Наумец

Другие материалы рубрики "Интервью"
62480f03a5c66a1e30a60be77887f681c6da4603.jpeg

Главное верить в волшебство: Дед Мороз - откровенно о своей работе

Волшебник рассказал, как исполняет желание взрослых и что дарит детям в новогоднюю ночь

f2b1c4c2677078e99f1ef3339bb9f2d10aad2e04.jpeg

«Дети не верят в волшебство»: владивостокский Дед Мороз – о своей работе

Свою работу новогодние волшебники начинают уже в начале декабря

84954bc7cea4e5334a770fe95c38257516cdde74.jpeg

Праздник со вкусом: повар из Владивостока рассказал о новогоднем застолье

Что должно быть на праздничном столе помимо «оливье» и «селедки под шубой» - в материале РИА VladNews