Приморский учёный: Как ситуация на Соломоновых островах скажется на России?
Николай Горячев рассказал о ситуации на островах в интервью РИА VladNews
В середине сентября Тайвань официально разорвал отношения с Соломоновыми островами после того, как тихоокеанское государство приняло решение установить дипломатические связи с КНР. Приморский учёный, сотрудник Лаборатории ситуационного анализа ИИАЭ ДВО РАН Николай Горячев в интервью РИА VladNews рассказал, какую роль играют Соломоновы острова среди государств Океании, что произойдёт после смены приоритетов и как это скажется на отношениях с Россией.
- Где находятся Соломоновы острова, какое положение они занимают среди государств Океании? Почему это важно?
- Соломоновы острова – архипелаг к востоку от Папуа-Новой Гвинеи, и к северу от Австралии, на котором расположено одноименное государство. Как и большинство стран Океании, государство это небольшое, как по площади, так и по населению. Это архипелаг из почти тысячи островов, однако численность населения весьма невелика – около 600 тысяч человек – то есть почти как во Владивостоке. Во времена Второй Мировой Войны архипелаг Соломоновы острова, как и другие островные территории в этой части Тихого Океана стал ареной сражений между японцами и силами союзников во главе с США. Самым известным и одним из наиболее кровопролитных, пожалуй, было сражение за остров Гуадалканал. После окончания войны острова находились под управлением Великобритании, независимость от которой получили в 1978 году. Даже после обретения независимости номинально конституционная монархия на островах сохранилась, но по факту это своего рода дань уважения Елизавете Второй. К слову, такая же ситуация в Австралии и в Канаде, где уже давно царит республиканская форма правления, однако официально существует конституционная (а в случае Канады - парламентская) монархия. В настоящее время Соломоновы острова являются активным участником Форума Тихоокеанских Островов, и находятся на пятом месте по количеству населения среди стран Океании после Австралии, Новой Зеландии, Папуа-Новой Гвинеи и Фиджи. Понятно, что в смысле общей вовлеченности в дела мировой политики и экономики Соломоновы острова обычно находятся в тени Австралии и Новой Зеландии. Однако среди остальных государств Тихого Океана в целом сложился определенный паритет. Все они примерно равны по экономическим показателям и стремятся работать вместе на равных условиях, без выделения явного лидера. Другими словами, они стараются жить в согласии и поддерживать друг друга своего рода в условиях общежития, в надежде на то, что их общий голос будет иметь больший вес на мировой арене, и привлечёт большее внимание. И естественно, что в этом смысле какие-то кардинальные решения одного государства вызывают живейший интерес прежде всего у их соседей. А если такие решения приносят выгоду, то тем более.
- Что произошло, почему появилось заявление о смене приоритета с Тайваня на Китай?
- 16 сентября парламент Соломоновых Островов подавляющим большинством голосов (27 – за, 0 – против, 6 – воздержались) высказался за установление дипломатических отношений с КНР. Тем самым, после долгих (36 лет) отношений с Тайванем, приоритет изменился кардинально. Правительство Соломоновых Островов надеется, что им удастся уладить все связанные с этим формальности уже до конца этого года, и провести официальную церемонию. Со стороны нам может показаться, что этот жест выглядит как подарок Пекину к семидесятилетней годовщине образования КНР, которую Китай будет отмечать 1 октября. Но это не было спонтанным решением. О том, что готовится подобная инициатива, было известно уже в начале сентября, когда работа специально созданной комиссии была близка к завершению. Комиссия достаточно долгое время изучала все «за» и «против», особенно в контексте того факта, что с экономической точки зрения сотрудничество с Пекином несёт в себе гораздо больше возможностей, чем имеющиеся отношения с Тайбэем. Конечно, мы вряд ли сможем в ближайшее время ознакомиться непосредственно с текстом подготовленного доклада, однако по информации от тихоокеанских коллег мы знаем, что это достаточно подробный и дотошный документ.
- Какая реакция международного сообщества: как этот шаг оценили различные страны мира?
- Естественно, что реакция властей Тайваня была негативной. Они обвиняли правительство и экспертов Соломоновых Островов в предвзятости, в том, что экспертная группа не посещала Тайвань и не обладает достаточными компетенциями для обсуждения этих вопросов. Доклад был подвергнут критике за недостаточность фактов, так и за бедную аргументацию и отсутствие объективности. Поэтому, по мнению Тайваня, выводы и рекомендации, изложенные в докладе, не заслуживают доверия и вряд ли будут одобрены подавляющим большинством граждан и политических деятелей на Соломоновых островах. МИД Тайваня настойчиво рекомендовал отвергнуть доклад и не прислушиваться к мнению его авторов. Власти Тайваня старались спасти ситуацию, был срочно организован визит на Соломоновы острова группы чиновников из Тайваньского МИДа, которые в том числе были намерены сделать предложения по сотрудничеству, которые переменили бы ситуацию. Но этого не произошло, и власти Тайваня заявили, что немедленно выведут весь персонал, а также всё имущество с территории островов, а дипломатически отношения будут прекращены. Аналогично резкая реакция последовала и со стороны США. Известный нам с вами своей активностью в разработке всяческих санкций против России сенатор Марко Рубио заявил, что он немедленно приступит к изучению способов, которыми можно наказать Соломоновы острова за подобное поведение, и выразил сожаление, что правительство этой страны находится под таким сильным влиянием Пекина. Учитывая, что в среде республиканцев это не последний человек, возможно он выразил мнение всей партии на этот счёт. Чуть позже вице-президент США М. Пенс отказался общаться с лидером Соломоновых Островов, также сославшись на недовольство ситуацией. Что касается Пекина, то в данном случае особых комментариев не последовало. В Пекине высоко оценили шаги руководства Соломоновых Островов и выразили надежду на плодотворное сотрудничество в будущем. Позиция властей КНР по поводу дипломатического признания Тайваня хорошо известна, и нет нужды повторять, что страны, официально признающие Тайвань (которых теперь осталось 16), не могут рассчитывать на строительство нормальных отношений с Китаем – они вообще не имеют дипломатических отношений с КНР.
- Как на это решение отреагировали граждане Соломоновых Островов? Что ожидает это государство в будущем?
- Силы обеспечения правопорядка Соломоновых Островов ещё до голосования обратились к гражданам с заявлением, в котором призывали сохранять порядок и не устраивать массовых беспорядков в ожидании решения правительства. В столице провинции Малаита, городе Ауки, прошла мирная демонстрация жителей в поддержку Тайваня. Право жителей на мирный протест было поддержано руководством провинции, и всё произошло без эксцессов и задержаний. Полиция даже в итоге выразила благодарность участникам мирного марша за подобное поведение. Так что, можно говорить о том, что пока особых проблем в сфере гражданского общества не наблюдается. С другой стороны, Центральный Банк Соломоновых Островов выразил беспокойство по поводу возможных санкций со стороны США, это беспокойство вполне обоснованное. Более половины финансовых резервов страны аккумулированы в долларах США, и в случае заморозки активов экономические проблемы будут серьёзными. Также банк выразил опасение возможным ростом кредитной нагрузки на страну, и впадение в прямую зависимость от Пекина. Очевидно что на Соломоновых Островах вряд ли хотят повторить негативный опыт Мальдив в этом отношении.
- Чего можно ожидать от реализации совместных проектов Соломоновых Островов и КНР?
- Реализация каких-либо совместных проектов – дело не быстрое. Это вопрос не одного месяца и даже не одного года. Сейчас всё большее количество государств по всему миру стремится войти в проекты глобализации мировой торговли – «Один Пояс – Один Путь» и «Морской Шёлковый Путь». И здесь вопрос начала практической реализации сотрудничества в большей степени зависит от степени интереса к Соломоновым Островам со стороны Пекина. Естественно, что руководство Соломоновых Островов может быть склонно к завышенным ожиданиям на этот счёт. В данном случае одним из важнейших моментов будет то, как именно Соломоновы острова подготовят свою внутреннюю политику к практическому взаимодействию с новым партнёром. Мы знаем, что опыт сотрудничества небольших (как территориально, так и в экономическом смысле) стран с таким экономическим гигантом как Китай бывает разным: как положительным, так и в каких-то случаях отрицательным. Успешность сотрудничества в данном случае определяется тем, насколько взвешенно и последовательно партнёры Китая действуют в своём внутреннем поле. Я имею в виду в первую очередь защиту отечественных производителей, эффективное использование сильных сторон своего экспорта, а также грамотный подход к привлечению инвестиций и модификации местного законодательства в соответствии с новыми требованиями времени. Когда присутствуют все эти четыре аспекта – тогда как правило размер экономики уже не играет основополагающей роли. Прекрасный пример этого, кстати, перуано-китайские отношения. Они, конечно же, развиваются не без некоторых трудностей, но в целом являют собой прекрасный пример для подражания. Поэтому в том случае, если правительство Соломоновых Островов будет стремиться учесть все возможные риски, и грамотно воспользуется своими преимуществами – сотрудничество имеет все шансы быть весьма успешным. Экономическая выгода здесь вполне очевидна – страна имеет некоторое количество полезных ископаемых, которые в настоящее время не разрабатываются (в том числе по причине отсутствия средств). Сейчас китайские предприятия, занимающиеся разработкой полезных ископаемых, уже имеют солидный опыт в работе за пределами Китая, и этот опыт будет хорошим подспорьем. Но если всё ограничится популизмом – тогда конечно проблем избежать не удастся, скорее даже возникнет вопрос – а будут ли вообще преимущества? Недаром Центральный Банк Соломоновых Островов уже сейчас обращает внимание на необходимость срочно проанализировать финансовую сторону вопроса и не использовать возможное кредитование со стороны Китая непродуманно.
- Каковы будут последствия для Океании, АТР и мирового сообщества в целом? Почему этому уделяется повышенное внимание?
- Как будут развиваться отношения между Пекином и Хониарой (столица Соломоновых Островов) – покажет время. Но безусловно, интересный прецедент уже создан. Из 16 государств, сохраняющих сейчас дипломатические отношения с Тайванем, 5 (Науру, Кирибати, Палау, Тувалу, Маршалловы острова) находятся в Океании. И в том случае, если Соломоновы острова добьются успеха – они вполне могут последовать их примеру. Единственное исключение в данном случае – Маршалловы острова. Это государство находится в так называемом статусе «свободной ассоциации с США». Это означает, что фактически, Маршалловы острова - своего рода протекторат США. Сохраняя свой суверенитет, и даже имея право официально проводить свою внешнюю политику и устанавливать дипломатические связи, в данном случае вряд ли они решатся последовать примеру своих соседей, и сменить дипломатические приоритеты. Вероятнее всего, в этой группе государств они будут последними, кто установит отношения с Пекином. Из остальных 11 государств, примеру Соломоновых Островов вполне могут в будущем последовать Парагвай, Гондурас, Гватемала и Никарагуа. Эти страны уже достаточно долгое время следят за ходом развития отношений Китая со странами Латинской и Центральной Америки. В случае с Никарагуа, уже были вполне конкретные ожидания в конце 2000-х гг., что в Манагуа признают КНР, однако этого не произошло. В результате амбициозный проект Никарагуанского канала, который должен был стать конкурентом Панамского, и сформировать новый узел международной логистики, фактически заморожен, и на сегодняшний день Китаем не финансируется ни в каком виде. Вероятнее всего причина этого именно в том, что дипломатические отношения установлены не были. Таким образом, если пример Соломоновых Островов спровоцирует «цепную реакцию», Тайвань стремительно утратит своё частичное признание и может быть поставлен перед жёстким выбором. Который за них, скорее всего, будут делать на Западе. Это, в свою очередь рискует превратить «тайваньский вопрос» в активную точку нестабильности в АТР.
- Принесёт ли эта ситуация что-то для России?
- Соломоновы острова остаются одним из двух государств – членов ООН, с которыми у России нет дипломатических отношений (второе - Королевство Бутан). Поэтому трудно говорить о том, отразится ли вообще происходящее на России, и тем более на Дальнем Востоке. Скорее всего – не отразится. Однако эта ситуация лишний раз напоминает нам, что в целом Азиатско-Тихоокеанский регион – это сложный клубок из стран и народов, и политическая активность здесь ведётся не слабее чем, например, на Ближнем Востоке. Если всё это спровоцирует новый виток нестабильности вокруг Тайваня – то в этом случае, конечно, здорового инвестиционного климата и международной обстановки это точно не добавит, тем более для Дальнего Востока России.
В заключении хотелось бы выразить надежду, что Соломоновы острова успешно преодолеют стоящие перед ними трудности и получат импульс для своего развития, став положительным примером для соседей, и что это не станет новым источником напряженности в регионе.