Нас не обидели по деньгам: Альпинист Владивостока – об очистке Русского моста
Никита Филатов рассказал, как проходили работы по ликвидации ледяного циклона
История с очисткой моста на остров Русский во Владивостоке после ледяного дождя попала в мировые СМИ. О работе парней, которые за эти дни стали настоящими героями, ежедневно рассказывали популярные паблики, телеканалы, радиостанции, информационные агентства и газеты. Однако сами альпинисты не считают себя героями, а просто скромно говорят, что это был их долг – помочь людям. В интервью ИА Приморье 24 альпинист Никита Филатов рассказал, с чем им пришлось столкнуться в эти дни, по какому графику они работали, получили ли они те миллионы, о которых писали комментаторы в пабликах.
Никита занимается спортивным альпинизмом более 15 лет. Видео с ним с очистки Русского моста попало на федеральные каналы.
- Никита, расскажи, с чего всё началось, как появилась безумная идея полезть на такую высоту?
- Идея родилась у ребят, которые работают штатно на мосту. У меня есть знакомый, который работает в группе надзора в штате персонала, который обслуживает мост на Русский остров, и соответственно он первый, кто вылез на ванты и опробовал метод ручной очистки и уже после того, как он обкатал технологию, он начал набирать ребят со стажем и вот такая команда нас и подобралась – те, кто может оказать какие-то спасательные работы в случае непредвиденных ситуаций, те, за кого можно не переживать, у кого есть свой набор снаряжений.
- А вас страховали?
- Мы сами себя страховали. Мы все застрахованы. Я, например, застрахован ещё на два года вперёд от всяких несчастных случаев.
- Ты сказал, что твой друг впервые опробовал технику ручной очистки вант, а какие ещё техники существуют?
- На самом деле, техник много, потому что после этого случая интернет начал пестрить какими-то цепями, люльками и т.д., но к нам это всё было неприменимо, потому что обледенения были до 30 см на ванте, и они были не просто участками, а просто ванта была покрыта в ледовую оболочку. То есть цепь, которую применяют для уборки льда в Канаде, здесь просто бы не подошла, потому что она бы просто проскользила. Но технологий действительно очень много, их все даже я не знаю.
На мосту работало две команды – со стороны Русского острова – это мы, а со стороны города – команда спасателей. Спасатели тоже пробовали различные технологии, какие именно, я, к сожалению, не знаю.
- А у вас между командами было какое-то сообщение? Делились вы опытом?
- У нас сообщение было вечером, после каждого спуска мы не разъезжались по домам, мы ехали в управление и там проводилась планёрка с руководителем. По этой операции у нас был создан огромный штаб, мы все обсуждали и делились опытом.
- Сколько длился ваш рабочий день?
- Это сложно сказать. В первые дни ребята-спасатели и в 11 ночи могли слазить, и в час ночи они испытывали какие-то технологии. Мы к девяти часам утра приезжали на мост и спускались к часам 18-19.
- Весь этот период времени вы были наверху?
- Да.
- Там же холодно, как согревались?
- Холодно было, но было и жарко. Здесь многое зависит от одежды. Я был очень утеплён – мембранная одежда и пуховая.
- Расскажи людям, какое оборудование необходимо иметь, чтобы допустили до этой всей операции?
- Прежде всего – это страховочная система – это самое главное, это система, которую мы одеваем и соответственно к который крепятся все привязи, а также нужен весь набор снаряжений и все страховки. И к нему уже идёт необходимый набор снаряжений.
- А к чему вы крепились?
- Мы перед мостом, перед шлагбаумом оставляли машины и там пересаживались в бронированный автомобиль, на котором мы доезжали до пилона и в пилоне до самого верха поднимались на лифте. В самой верхней точке мы расходились, у каждого были свои задачи. Мы с вечера уже их знали. Когда кто-то висит, то хотя бы два человека должны быть внизу на опоре, чтобы оказать какую-то необходимую помощь.
Больше времени уделялось очистке пилона, потому что ванты были не все обледенелые, мы чистили верхние ванты. Я непосредственно работал на пилонах моста. С пилонов мы лёд счищали кирками. Ванты из-за их окраски мы могли попортить кирками, поэтому технологии отличалась.
- Вы же наносите микротравмы пилону или там хорошая бетонно-цементная смесь, что она не рушима?
- Во-первых, действительно смесь хорошая, а, во-вторых, мы до бетона и не добивали. Не нужно иметь большую силу, чтобы пробить лёд насквозь. То есть при ударе уже начинают идти трещины и лёд уже сам отходит. Именно в бетон мы не били.
-Важно было полностью отчистить ото льда или можно было оставить некоторую прослойку льда?
- Наша задача была очистить участки, которые представляли наибольшую опасность для автомобилистов, а также техники. Те места, с которых лёд падал на дорожное полотно.
- А какая была высота, на которой вы работали?
- 324 метра до моря, 250 метров до дорожного полотна.
- А с погодой повезло в эти дни?
- Да, с погодой повезло. В самом начале, когда ребята приступили к очистке моста, им не очень везло – был сильный ветер и было очень холодно, но потом уже всё образумилось, был небольшой ветер, он, конечно, доставлял дискомфорт, но ураганного не было.
- В комментариях в социальных сетях к видео и фото было много возмущений с фразами: «вот сейчас они миллиарды популачают…», получили то эти миллиарды?
- Скажу так, нас не обидели, нас похвалили как со стороны администрации – дали подарки и грамоты, так и со стороны мостового управления, мы все получили заработную плату, от которой нам не обидно, плакать не хочется. Нам хорошо, ни у кого нет претензий. Конечно, это не миллионы.
- Но вы же шли по велению сердца, вас никто не заставлял?
- Конечно, мы сами туда шли, мы не знали, какую сумму нам заплатят, нам сказали просто «ну, наверное, заплатят».