Журналистика – это и творчество, и ремесло, и ответственность

Никита Аргылов о современном медиаобразовании

c13e5b1258d6cc04e90aaa1ef2cbf55fe43b943c.jpeg

В 2021 году отмечается 60-летие журналистского образования на российском Дальнем Востоке. О методах обучения студентов, о новых образовательных программах и о том, как изменилась медиасреда, рассказал РИА VladNews директор департамента коммуникаций и медиа Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета Никита Аргылов.

Путь в журналистике

– Никита Антонович, вспомните, пожалуйста, как начинался ваш путь в журналистике?

– Первая заметка у меня вышла, когда учился в пятом классе. Материал был о ветеранах Великой Отечественной войны, тогда еще в нашей деревне было два живых фронтовика. Правда, публикация стала возможной благодаря учителю, потому что мой вариант текста вряд ли бы опубликовали. В старших классах я начал печататься в местной прессе, потому что хотел быть журналистом. В итоге при поступлении в вуз имел солидный творческий багаж.

Летом 2006 года, будучи абитуриентом, я подрабатывал сразу в двух газетах: муниципальной и частной. Это не очень приветствовалось, все-таки газеты конкурировали, поэтому во второй я публиковался под псевдонимом. Муниципальная газета мне платила гонорары раз в месяц, а частная – каждую неделю. Практика в обоих изданиях помогла мне, в первую очередь, решить материальные задачи, плюс – погрузиться в специфику моей будущей профессии.

– Расскажите о студенческих годах. Вы издавали университетскую газету. Как это было?

– На втором курсе с моими друзьями-одногруппниками мы начали выпускать студенческую газету. Продолжали мы ее издавать до пятого курса. Помню, для первого номера мы собрали 15 тысяч рублей, без помощи университета. Газета была формата А4, 999 экземпляров. Их мы распространили по учебным корпусам вузов города, но никакого эффекта не было среди аудитории, потому что был слишком маленький тираж, и издание было бесплатным. Основная масса студентов не заметили издание.

Мы решили, что нужно перейти на формат А3 и продавать газету. В то время выходило немало студенческих изданий. К моменту выпуска нашей газеты читальный зал общежития превращался в полноценную редакцию. И так каждый месяц. В редакции был большой «штат»: были отдельные авторы-репортеры, которые собирали материалы, кто-то правил тексты, кто-то делал верстку, а я фактически был главредом; решал и организационные, и кадровые вопросы. К пятому курсу меня пригласили на работу главным редактором университетской многотиражки.

Работа в университетской газете — отдельная эпоха. Мы много экспериментировали; была молодая и энергичная команда. Тогда мы сделали ключевой для издания концепцию «просветительской функции» журналистики  и освещали  проблемы образования, науки, культуры не в рамках событийного подхода, а в ракурсе создания смыслов. Поэтому на страницах газеты чаще были материалы о людях, истории.

– Какие навыки вы получили, занимаясь журналистикой?

– Журналистика – это всегда история человека. К образованию журналиста я шел классическим путем: выпускал собственные газеты в школе, в университете. В ходе освоения профессии вырабатываются лидерские качества. Журналистика – это и творчество, и ремесло, и ответственность. Человек этой профессии должен быть любознательным, уметь работать с большим количеством разнообразной текстовой и устной информации.

Считается, что на эту специальность поступают абитуриенты с определенными чертами характера. К примеру, они любят быть в гуще событий, бороться с несправедливостью. Каждодневным трудом  человек должен доказывать, что  он журналист. Нужно понимать, о чем ты пишешь и как ты пишешь. Главное в профессии – следовать принципу: «человеку интересен человек».

– Как считаете, почему журналистика важна в современном мире?

– Это очевидно, если рассматривать ее с позиций практической пользы. Информации становится день ото дня все больше,  и здесь как раз-таки становится чрезвычайно актуальной ориентирующая функция журналистики. Ведь потребителем информации сейчас легко манипулировать – как со стороны бизнеса, так и со стороны государства. То есть бизнес хочет продавать свои услуги, товары, а государство – навязывать, транслировать свое видение устройства страны, мира.

Нас везде подстерегают какие-то подвохи: пытаются заставить делать так, как хочется другим, иногда искажают картину мира, пользуясь нашей безграмотностью и нежеланием критически мыслить.

Журналист добывает, фильтрует, упаковывает информацию для своего читателя. В идеале это качественный медиапродукт, который будет полезен и важен для людей, поможет им сделать собственные выводы, обнажит назревающую проблему, заставит задуматься о серьезных вещах.

Мы живем в условиях многозадачности и неопределенности. И это дает возможность журналистам работать с разными аудиториями и объединять разные группы людей по общим интересам. Это колоссальный труд, и для этого необходима подготовка, то есть качественное образование.

– Журналистика – это ремесло? 

– Да. Журналистику называют творчеством, но, по-моему, только по одной причине: если я начну делать свой проект, а потом перестану им заниматься, то он умрет. Даже если его продолжит делать профессионал лучше меня. В проекте есть душа – это то, как человек его видит и реализует, а это и есть творчество.

В то же время журналистика – это и ремесло, потому что ты не можешь на новостной ленте просто так сидеть потому что у тебя нет вдохновения, не можешь бросить на середине верстку газеты или материал. В этой профессии ты не имеешь права сказать, что тебе не нравится тема или редакторская  история, – ты должен работать, несмотря ни на что, так как это производство.

– Как понять, хорошо ты пишешь или нет? 

– Нужно участвовать в профессиональных конкурсах – это внешняя экспертиза вашего труда, продуктов. Дипломы за призовые места – внешняя сертификация качества работы. Один из показателей того, что ты профессионально растешь. Плюс – это профессиональная тусовка, на конкурсах ты можешь общаться с коллегами, которые имеют амбиции к росту и развитию.

Отвечая вызовам медиаиндустрии

– Как академическое сообщество успевает следить за новыми тенденциями в развитии медиарынка и корректировать образовательные программы?

– Мы общаемся с коллегами. В прошлом году вступили в Европейскую ассоциацию преподавателей журналистики (EJTA), там есть формат специальных встреч, когда преподаватели рассказывают, как они работают со студентами. Стараемся набираться передового опыта, при этом не забывая классические работающие методы, чтобы эффективно воспитывать обучающихся.  В конце концов, то, что сказано в аудитории, должно продолжать жить в головах студентов и после занятия. Мы  учимся подходить к предметам так, чтобы студенту захотелось посещать пары не ради оценки, а ради знаний, практических навыков и интереса к исследовательской деятельности.

– Как изменились студенты журфака с того момента, когда учились вы?

– На мой взгляд, многие студенты стали инфантильными. Я имею в виду затяжной юношеский период, когда студент не хочет брать на себя ответственность. Например, он талантлив, он способен, однако хочет дальше работать по минимуму, не напрягаясь для профессионального развития. Он доволен таким состоянием. Более того, он не взаимодействует с преподавательским составом, а предоставлен сам себе. А это очень важно – коммуницировать для решения проблем, для развития.

Однако нельзя сказать, что суть изменений только в этом. Мы лишь хотим отметить  проблемы, которые повсеместно распространены, и нам кажется, что для нас их решение – это выполнимая задача, реальный рабочий процесс. В отличие от других региональных вузов, в ДВФУ поступают самые лучшие абитуриенты, посмотрите на баллы, они высокие. Например, в этом году средний балл ЕГЭ был выше 80, обширная география. Плюс: у нас есть фильтр – творческий экзамен. Это наше преимущество для профилизации, отбора мотивированных абитуриентов. Мне кажется, что этот инструмент реализуется не на всю мощь.  

– Как «заставить» студентов учиться не ради оценок?

– Сейчас в университетах можно наблюдать отсутствие взаимопонимания между  преподавателями и студентами. Первые жалуются на молодежь, которая якобы ничего не хочет, не тянется к знаниям, ленится. Вторые уверены, что преподаватели дают ненужные знания и ничего не понимают в современном мире. Поэтому наша цель – добиться взаимопонимания.

Однако сейчас много инструментов поддержки. И ребята этим пользуются, создают себе творческое портфолио, где они копят свой опыт. Туда входят научные проекты, учебно-производственные работы, успехи в спорте.

Следующий момент – это отбирать мотивированных. Второй год  проводится конкурс Премия в области детской и юношеской журналистики и общественных коммуникаций. Мы приглашаем старшеклассников всей страны представить свои творческие работы, как индивидуальные, так и коллективные. Получается, что если абитуриент, будучи школьником, занимался юношеской журналистикой, то он, скорее всего, имеет интерес к нашему направлению подготовки и подтверждает это практикой. Он знает, что журналисту надо общаться с разными людьми, работать с разными источниками, а потом создавать текст. Наиболее мотивированные школьники получат наш сертификат, и мы их сможем пригласить к себе учиться.

 – Какие новые технологии образования появились на журфаке в ШИГН?

– Во-первых, сам университет – образовательная технология, журфак – центр объединения творческих студентов по медийным направлениям. Грубо говоря, они «варятся» вместе в одной аудитории,  взаимодействуют друг с другом, рождая новые идеи. Общение – это самый главный инструмент образования.

Во-вторых, мы учим студентов не теряться в избытке новых медиа, а использовать их, превращать огромный поток информации в обработанный материал. У студентов в распоряжении учебная телестудия, где они могут заниматься своими проектами, учебная типография, которая позволит получить навыки в газетном или журнальном бизнесе. Технологий в кампусе масса – главное, чтоб студенты этим пользовались.

Продолжительное время проводим «Медиавстречи» – гостевые лекции с представителями индустрии. Это важная практика, так как студенты видят наших выпускников, общаются с ними, смогут пройти стажировку, практику, трудоустроиться. Университет дает все возможности для практической подготовки и общения с мастерами из отрасли.

– Планируется ли создание магистратуры для журналистов в ДВФУ?

– На данный момент решается вопрос об открытии программы магистратуры «двойного диплома» с МГУ имени М.В. Ломоносова. Программа называется «Теория и экономика цифровых медиа». После обучения он получит два диплома – ДВФУ и МГУ. Студенты, скорее всего, будут чередовать места обучения: один год во Владивостоке, второй – в Москве.

Программу планируем запустить в этом году. Пока она не имеет лицензии, но мы стараемся успеть пройти этот этап. В первый год набора мы можем принимать студентов только на платной основе. В будущем обязательно появятся бюджетные места.

Такая практика, акцент на цифровых технологиях – важная вещь для студентов, которые хотят понимать природу новых медиа. Цифровую среду важно изучать и осмысливать.

– Что  важнее всего для студента-журналиста во время обучения и после выпуска? 

– Нужно уделять достаточное внимание как теории, так и практике. Главное – не отсидеть четыре года в аудитории впустую ради оценок. Нужно начинать зарабатывать себе имя, чтобы в индустрии вас знали, и диплом смог работать на выпускника в полной мере.

– В этом году исполняется 60 лет журналистскому образованию на Дальнем Востоке. Какие мероприятия запланированы к юбилею?

– В музее ДВФУ сейчас готовится выставка. Там мы планируем собрать архивные материалы выпускников прошлых лет,  представить экспонаты: артефакты журналистского творчества, письма, работы журналистов за прошедшие 60 лет. 30 сентября и 1 октября мы проведём конференцию «Журналистика и общественные коммуникации в цифровом пространстве: создавая смыслы», будут две секции: по связям с общественностью и журналистике. Мероприятие совместное с нашими партнерами – Национальной ассоциацией  массмедиа исследователей и Федеральному учебном-методическому объединению по журналистике. 10–11 июня   в ДВФУ пройдёт очередной VIII Медиасаммит. Там будет наша секция и в рамках нашей секции состоятся публичные предзащиты ВКР выпускников этого года. Часть экспозиции выставки будет представлена на этом мероприятии, выпускники могут привозить свои артефакты… воспоминания о своих преподавателях.

– Как руководитель департамента, что вы можете пожелать будущим выпускникам и нынешним журналистам?

– Советую постараться конвертировать диплом в карьеру и преодолеть все жизненные трамплины. Конечно же, необходимо придумывать что-то новое, свое, не такое, как у других. Тем более, если на рынке нет «достойного» медиапроекта. В памяти остаются только те, кто делает нечто яркое.      

Справка:

Никита Антонович Аргылов – кандидат политических наук, доцент, директор департамента коммуникаций и медиа ШИГН ДВФУ, директор автономной некоммерческой организации «Лаборатория информационной политики», руководитель образовательной программы «Реклама и связи с общественностью». По образованию журналист.

Другие материалы рубрики "Интервью"
62480f03a5c66a1e30a60be77887f681c6da4603.jpeg

Главное верить в волшебство: Дед Мороз - откровенно о своей работе

Волшебник рассказал, как исполняет желание взрослых и что дарит детям в новогоднюю ночь

f2b1c4c2677078e99f1ef3339bb9f2d10aad2e04.jpeg

«Дети не верят в волшебство»: владивостокский Дед Мороз – о своей работе

Свою работу новогодние волшебники начинают уже в начале декабря

84954bc7cea4e5334a770fe95c38257516cdde74.jpeg

Праздник со вкусом: повар из Владивостока рассказал о новогоднем застолье

Что должно быть на праздничном столе помимо «оливье» и «селедки под шубой» - в материале РИА VladNews