«Чем раньше начинают, тем сложнее»: нарколог о зависимых подростках

Вячеслав Ли рассказал о тенденции снижения возраста граждан, которые подвержены зависимости

9d96a63d31f0a5c82be31d15781de14b386d129a.jpeg

Бывших наркоманов не бывает. Это факт, подтвержденный многими наркологами. Еще одна неоспоримая тенденция – снижение возраста людей, подверженных зависимости. По данным МВД России, около 70% употребляющих в стране – подростки. Какой на самом деле вред несут «электронки», какие «тревожные звоночки» должны заметить родители и куда обращаться за помощью рассказывает врач психиатр-нарколог кабинета обслуживания детского населения Краевого наркологического диспансера Вячеслав Ли.

Невидимая опасность

- С какой проблемой врачи-наркологи встречаются сейчас ежедневно?

Курение. Мы недавно проводили исследование: протестировали около 3, 5 тысяч подростков с 7 по 10 классы, и у 30% из них в анализах был обнаружен никотин.

Последнее время главный бич – это электронные сигареты. Дети начинают курить их очень рано, ведь электронки не оставляют «улик»: нет запаха, нет табака в карманах, пальцы  не окрашиваются, а одну такую сигарету могут делить до пяти человек и больше. И зависимость от них еще сильнее, чем от обычных сигарет.

- Но многие взрослые, не говоря о детях, до сих пор считают, что электронки – безобидное увлечение.

Это правда. Если спросить у ребенка, чем вредны сигареты, он скорее всего ответит, что они вызывают рак легких. Все знают, что никотин – это яд, что одна капля убивает лошадь. А вот в чем опасность электронной сигареты, толком никто не может объяснить. Нет дыма, нет смол и продуктов горения. При этом курить ее дети начинают больше, чем если бы это были обычные сигареты, ведь для их употребления не нужно даже выходить из комнаты.

Но давайте разберемся, из чего состоит электронная сигарета. В ее основе глицерин и пропиленгликоль – это стабилизаторы пара. Когда человек нажимает на кнопку, делает вдох, они нагреваются и из глицерина вырабатывается акролеин (яд), а из пропиленгликоля образуется ацетатальдегид, формальдегид, ацетон и т.д.  Это то, что как раз и вдыхает наш подросток. И действуют они не только на легкие, как при курении обычных сигарет, но и на мозг.

 Согласно проведенным американскими учеными исследованиям, именно у подростков-парильщиков наблюдались проблемы с запоминанием, концентрацией внимания и принятием решений.

- Как быстро станет заметен пагубный эффект для «парильщиков»?

На самом деле, еще прошло слишком мало времени, чтобы общество осознало, чем действительно вредны электронки. Получается, что все, кто сейчас «парят», выступают условными подопытными. Но я могу сказать, что в каком-то смысле те, кто курят электронки, чем-то похожи на токсикоманов. Никто из них не имеет «проблем с дыханием», зато есть  ярко выраженные проблемы с мышлением.

Если ребенок постоянно «парит», в какой-то момент родители могут заметить, что снизилась успеваемость в школе, стал  хуже запоминать информацию, дольше учить стихотворения.

Не стоит провоцировать зависимость

- Часто ли родители говорят вам: «Ну и пусть он парит, это же не сигареты»?

Да, многие еще говорят: «Мы же все через это прошли». Конечно, в этом есть доля правды, но ведь кто-то проходит, а кто-то спотыкается. Вы не можете наверняка знать, как организм вашего ребенка отреагирует.

У меня был случай, когда мама одного из мальчишек сказала мне: «Пусть он лучше выпьет со мной, чем с кем-нибудь, где попало» и т. д. Будьте уверены, он и с вами выпьет, и в другом месте, ему просто понравится. Вот совсем недавно ко мне привели одиннадцатиклассницу, которой уже можно ставить диагноз «алкоголизм» и класть на стационарное лечение. Не нужно самим провоцировать у детей зависимость.

Наша главная задача – не допустить, чтобы дети пробовали что-либо в первый раз. Потому что, покурив или выпив что-то однажды, они открывают для себя «входные ворота». Ребенок, ни разу не куривший, откажется от всего, что бы ему ни предложили. А тот, кто уже знаком с самим процессом, будет готов пробовать что-то новое: сигареты,  электронки, кальян – да что угодно, а что там будет внутри, неизвестно. Риск попробовать что-то запрещенное только увеличивается. А вот объяснить 13-летнему подростку, насколько это опасно, очень сложно. Какой рак? Какой инфаркт?

- С чем в практике приходится сталкиваться помимо никотиновой зависимости?

К счастью, динамика употребления наркотических веществ постепенно снижается. Но это не значит, что проблема не существует. В основном употребляют коноплю и «синтетику», есть токсикоманы. Сейчас к нам обращаются с детьми 2009, 2010 года рождения, чаще всего они попадают в наркодиспансер с комиссии по делам несовершеннолетних, иногда и родители сами приводят.

- На что родители должны обратить внимание?

Если в один момент ребенок просто изменился. Потерял интерес ко всему: к хоккею, который раньше так сильно любил, к друзьям. Возможно, он испытал настолько сильные эмоции, которые уже просто невозможно чем-либо перебить. Кайф от наркотика – это ощущения, с которыми ребенку в 14-15 лет еще ни разу не приходилось сталкиваться. Конечно, после такого ему уже ничего не будет интересно.

- Есть ли основные признаки, по которым можно определить, что ребенок употребляет?

Наркотическое опьянение после употребления конопли будет выглядеть точно также, как алкогольное опьянение, только без запаха спиртного. Еще надо обратить внимание на зрачки: при опьянении они расширены (кроме опийного опьянения, где они резко сужены). И здесь нужно посмотреть реакцию зрачков на свет. Попросите ребенка закрыть глаза и снова открыть: зрачок должен расшириться еще сильнее, а затем, при попадании света, сузиться. Если этого не произошло, стоит насторожиться.

Многие ребята, покурившие коноплю, испытывают острое чувство голода и, придя домой, начинают очень активно есть. Открытый ребенок при употреблении запрещенных веществ может стать замкнутым, а закрытый – наоборот раскрепоститься.

С детьми работать очень сложно

- Сколько детей стоит сейчас на учете в наркодиспансере?

На самом деле мы стараемся ставить детей на «учет»  в самом крайнем случае, когда уже сформирована стойкая зависимость. Потому что невозможно вылечить алкоголизм или наркоманию: это хронические заболевания, при которых нет выздоровления, есть только стойкая ремиссия. Ее мы ставим, если человек в течение длительного времени не употребляет, ежемесячно приходит тестироваться.

Но зависимым нельзя думать, что они «здоровы». Иначе они могут снова спокойно вернуться к употреблению.

- Насколько трудно вылечить зависимого ребенка?

С детьми работать очень сложно. Чем раньше ты начинаешь, тем труднее тебя из этого вывести. У нас очень мало способов лечения зависимых несовершеннолетних. Ты не можешь в полной мере применять к ним медикаментозное лечение, потому что оно очень тяжелое для детского организма. Приходится в большей мере работать через психотерапию.

Говорят, что наркотик умеет ждать. Все, кто рассказывают, что начали употреблять в 20-25 лет, скорее всего первый раз попробовали еще в подростковом возрасте, просто тогда не стали продолжать. Но то ощущение эйфории сидело в них все это время и в какой-то момент возобладало. Поэтому легче предотвратить, чем потом пытаться вылечить.

- Куда обращаться родителям, если они видят, что с ребенком что-то не так?

Если вы заподозрили что-то неладное, обязательно обратитесь к специалистам. Протестироваться можно в Краевом наркологическом диспансере на Станюковича, 53. В кабинет на Нерчинской, 42 можете обращаться с 9:00 до 18:00, на волнующие вопросы вам могут ответить по телефону: 242-84-79. Все обследования и консультации мы даем бесплатно.

Напомним, в Приморском крае реализуется государственная программа «Безопасный край» на 2020-2027 годы, которая предусматривает мероприятия, направленные на снижение уровня преступности в регионе, а также на профилактику правонарушений и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Другие материалы рубрики "Интервью"
62480f03a5c66a1e30a60be77887f681c6da4603.jpeg

Главное верить в волшебство: Дед Мороз - откровенно о своей работе

Волшебник рассказал, как исполняет желание взрослых и что дарит детям в новогоднюю ночь

f2b1c4c2677078e99f1ef3339bb9f2d10aad2e04.jpeg

«Дети не верят в волшебство»: владивостокский Дед Мороз – о своей работе

Свою работу новогодние волшебники начинают уже в начале декабря

84954bc7cea4e5334a770fe95c38257516cdde74.jpeg

Праздник со вкусом: повар из Владивостока рассказал о новогоднем застолье

Что должно быть на праздничном столе помимо «оливье» и «селедки под шубой» - в материале РИА VladNews