«Бывает...», или немного о патриотическом кинематографе в России
Корр. ИА Приморье24 рассуждает, почему боевик «22 минуты» мог стать «Пиратами XXI века», но не стал.
Владивосток, ИА Приморье24. Корр.ИА Приморье24 рассуждает, почему боевик«22 минуты» мог стать «Пиратами XXI века»,но не стал.Премьера фильма «22 минуты»состоялась еще четыре дня назад, 8 мая, но,согласитесь, не каждый день (да что там,не каждый год) на экраны страны выходятдолгострои о моряках-тихоокеанцах. Такчто повод для разговора — самый что нина есть живой.
Осложной и прихотливой судьбе ленты неписал только ленивый. Ссоры продюсераи прокатчика, взаимные обвинения,публичные письма министру, вычеркиваниеимен из титров — вот это все. Вся этакутерьма, как мы можем увидеть, прокатнойсудьбе фильма никак не помешала — онвышел, как и было запланировано, наканунеДня Победы. Единственное (и то — послухам, потому что версию отрекшегосяот своего детища продюсера нам, ясноедело, никто и никогда не покажет), чтопострадало, это хронометраж: было 120минут, стало 80. И отсюда как раз и растутвсе возможные вопросы, которые вообщеимеет смысл задать создателям «22 минут».
Естественно,любой фильм, снятый в России на темуборьбы с пиратством в открытом море,неминуемо сравнят с «Пиратами XX века»,нежно и заслуженно любимым далеко ужене первым поколением зрителей. Естественно,что «Минуты» исключением не стали:критики подвергают сомнениям шансыМакара Запорожского против НиколаяЕременко в «схватке двух харизм», и это,наверное, обоснованно, да только вотведь проблема: нет сейчас в отечественномкино ни одного претендента на титул«героя патриотического боевика», которыйбы эту битву выиграл. Так что претензиик Макару снимаются: в конце концов, у24-летнего актера будет время, чтобы«нарастить мышцы» (в переносном смысле,в прямом все и так неплохо), да и ктоможет гарантировать, что в той пресловутойнекастрированной версии, которую мы неувидим, он не смотрелся на голову выше?
Другоедело, что Еременко в «Пиратах» былглавным героем безо всяких скидок иоглядок, ему верили, в него влюблялисьдевушки по всей стране, а парни завидовали,ему хотелось подражать, за него сжималиськулаки, за него хотелось переживать. УСани Ежова в исполнении Макара такойпопулярности, безусловно, не будет, нововсе не по его вине: просто ему осталосьслишком мало времени на экране. Конечно,морпех Могила (брутальный донельзя) икапитан отряда (Денис Никифоров, известныйпо «Бою с Тенью») в этом случае откровеннотянут фильм на себя: они — яркие,нарисованы одной краской, плоские, но— яркие. А значит, и запоминающиеся.«Адмирал» Сухорукова, казалось бы,и не ключевой персонаж, но все равновъедается в память — настоящий талантвеликого, без прикрас, актера позволяетдаже из трех (это максимум!) минут на экраневыжать самый что ни на есть жир. Жуетбаранки, ходит в тапках, держит в каютекотика. Смешно? Нелепо? А попробуй такоезабудь. Одной из немногих действительноудавшихся ироничных сцен фильм, опятьже, обязан Сухорукову: его философское«Бывает...» после известия о гибели пиратовдостойно всяческих аплодисментов. Былоли изначально у Сухорукова большевозможностей развернуться? Опять же —никогда не узнаем, но, наверное, такомумастеру они и ни к чему: он и без тогоукрашение ленты.Сомалийцы дики,особенно капитан-сатана, это даже необсуждается. Любовная линия Ежова —ну, притянута, конечно, зато теперь фильмможно детям с 12 лет показать. Демоноиднаясущность «газовиков», которые «платитьне готовы», - так кто же сомневается, чтов руководстве некого условного «Газпрома»засели звероящеры с чужой планеты? Всеэто достоверно, от кратких зарисовокиз будней морпехов до планированияштурма, где шансов на ошибку уже небудет. Достоверность во Владивостокезаверили лично офицеры с «МаршалаШапошникова», а это дорогого стоит.Не думаю, что офицеры стали бы кривитьдушой ради того, чтобы похвалитьнеизвестных и незнакомых им киноделов.
Главное,за что «22 минуты» действительно можноупрекать (совершенно заслуженно): единогополотна картины при всех ее плюсах ненаблюдается. Не собираются кусочки вединое целое, как их не крути. Все герои— главные, кое-кто — картонный, зато яркий, экшен— ураганный, а море — очень глубокое иочень синее. Все по отдельности хорошо или неплохо,все есть, настоящего кино вот тольконет.
P.S.И да, это, наверное, первый и последнийотечественный патриотический фильм, вкотором главная разборка проходит подсамый что ни на есть черный гангста-рэп.Вот так даже идеологически чуждаяафроамериканская музыка служит российскойморской пехоте. Всем мир, братья.