Когда "Седов" собрался в кругосветку - поначалу никто не поверил
Гуляя по огромному паруснику журналисты воспользовались возможностью заглянуть в каюту капитана УПК «Седов», чтобы расспросить Николая Зорченко о жизни на паруснике, морских приметах и маршруте кругосветного плавания.
Владивосток, ИА Приморье24. Крупнейшее в мире учебное парусное судно «Седов» на два выходных дня открыло борт для жителей Владивостока. Каждый может бесплатно подняться на борт одного из старейших парусников России, который в приморскую столицу зашёл впервые за 92 года своего существования.
Гуляя по огромному паруснику журналисты воспользовались возможностью заглянуть в каюту капитана УПК «Седов», чтобы расспросить Николая Зорченко о жизни на паруснике, морских приметах и маршруте кругосветного плавания.
Расскажите, как барк «Седов» оказался во Владивостоке, ведь за всю историю судна такое происходит впервые?
В конце 90-х годов у нас появилась идея организовывать кругосветные плавания. Эту эру открыла «Паллада». Тогда нас пригласили участвовать в регате Колумба. Мы из Владивостока дошли до чёрного моря, затем пошли в Адриатику, потом пересекли Атлантику, ну и так далее. После этого и пошло-поехало. Следом засобирался «Крузенштерн» в честь 300-летия образования российского флота. Все думали, что России уже "кирдык", флот был, но его уже нет. И тут по всем морям идёт «Крузенштерн». И все вспоминают, что русские 300 лет как уже пугают собою народ и морской в том числе. Такие походы призваны в очередной раз всколыхнуть общественность. В 2003-2004 годах под руководством капитана Василенко пошла в кругосветное плавание «Надежда». Затем снова «Крузенштерн» пошёл в поход в честь окончания первой кругосветки 1803 года. И тут настала очередь «Седова». Кораблю уже 92 года, не каждый моряк в этом возрасте может по улице пройти, а тут корабль собрался вокруг земного шара. Поначалу нам никто не поверил.
Кораблю уже без малого век, влияет ли такой почтенный возраст на быт команды?
Влияет, но лучше один раз сделать, чем потом 90 лет переделывать. Это, как в хорошем нормальном доме. Как начали ремонт - палубу перестилать, оказывается, и окна надо менять, и двери ветром вышибло уже, трап обвалился и собака сдохла, и так далее. Мы в этом плане не являемся исключением, потому что корабль старый, конечно, зато корпус очень крепкий, палубы крепкие. Мы вот меняли палубу на новую, ну и так глядя в небо подумали, что квадратов 150 надо бы нам поменять. Проверили, тут она оказалась 12 миллиметров в толщину, когда как современным кораблям 7-8 миллиметров за глаза хватает. Тут же было 12, причём внахлёст так заклёпана. Начали примерять, оказывается, и так видно, что всё нормально. Быт, конечно, требует определённого подхода, потому что здесь 200 человек живёт. Всё по распорядку, всё как положено.
Вы упоминали парусник «Паллада», который намного моложе «Седова». Если сравнивать, есть ли разница в управлении этими кораблями?
Несмотря на то, что «Седов» в два раза больше, он управляется так же легко, как и «Паллада». Она, конечно, маневренее и быстроходнее, но «Седов» уверенный, крепкий. Если заметили, мы даже стулья не привязываем, ни в кают-компании, ни в актовом зале. Конечно, качает его как утюг, в Северном море даже умудрились завалиться на правый борт — попали в шторм с ветром 45 метров в секунду и высотой волны 8-10 метров, это почти вровень с мостиком.
Сейчас на «Седове» два дня открытой палубы, что планируете показать горожанам?
Верхняя палуба у нас открыта для всех. Толчея небольшая, но я уже привык к этим «открытым траппам» и знаю, что на палубе одновременно могут находиться 400-600 человек. Тут самое главное, что кораблю 92 года. С этого можно экскурсию начинать. Вот, например, лебёдка — ей 92 года. Можно за леер подержаться — ему 92 года. Можно мачту подойти обнять — её тоже 92 года. А для организованных групп, вроде парусной школы, мы показываем фильм. Понятное дело, к нам приходят военные с кораблей. Показываем им наш быт: как живут офицеры, как живёт команда, как живут курсанты.
Куда УПК «Седов» отправится после Владивостока, какие планы на дальнейший поход?
Совсем скоро уже начнём прощаться с родным для меня городом. В понедельник у нас мероприятия — торжественно-печальный митинг. После этого с песней отходим - у нас своя песня есть. «Паллада» всегда отходит под очень громкое «Прощание славянки». Мы тоже завели себе такую песню: «Прощайте, скалистые горы». Исполним свою классику и пойдём на Пусан, где пополним запасы. Потом идём на Нагасаки, а оттуда в Гонконг. Там большие мероприятия, что-то связанное с днём основания города. После этого идём в "родной" Сингапур. Для половины Владивостока это ведь «деревня Сингапуровка недалеко от Владивостока». Потом пойдём в Индийский океан, Порт-Луи. После этого огибаем Африку и заходим в Кейптаун. У нас есть большое желание зайти на остров Святой Елены. Зайдём в Дакар, потом в Санта-Крус, где замкнётся кольцо, потому что мы там уже были. И затем у нас парусные мероприятия в Германии.
С морем связана масса примет, а есть ли такие, которые моряки на парусниках соблюдат до сих пор?
Ну, у нас выход назначен на понедельник, но уйдём во вторник. Говорят, что скоблить можно палубу и посвистывать — ветерок вызывать. А если во время ветра свистнуть, тут сложно — ветер в лицо, свистнуть не получается, уже пробовали. А вот когда штиль, то действительно поскоблить что-то там, например, дерево. За неимением дерева можно и причёску поправить. Обходимся мы без приметы о том, что женщинам нельзя быть на корабле. Женщина и флот, я уж и не знаю, кто появился раньше. Так что женщины у нас на корабле есть, куда же без них.