Даже если автоинспекторы говорят, что вы покинули место ДТП, не факт, что это так!
Корреспондент ИА Приморье24 узнал у юриста Игоря Борзых, в каких случаях водитель может покинуть место совершения ДТП - естественно, так, чтобы у него не отобрали права.
Владивосток, ИА Приморье24. "Оставление места ДТП" - эта статья Административного кодекса всегда вызывает у автолюбителей легкий озноб. Ведь трактовать её автоинспекторы могут совершенно по-разному, вне зависимости от того, действительно ли водитель хотел уехать с места происшествия или в шоке нажал на педаль газа и откатился на сотню метров.
При этом последние комментарии к КоАП почему-то относят оставление места ДТП (даже при отсутствии пострадавших) к наиболее общественно опасным правонарушениям. А сам Кодекс за такое деяние предусматривает уже не штраф, как это было прежде.
Теперь бегство с места ДТП на основании ч. 2 ст. 12.27 Кодекса грозит беглецу лишением права управления на срок от года до полутора лет. Корреспондент ИА Приморье24 узнал у автоюриста Игоря Борзых о том, как в действительно должна работать эта статья и как не потерять водительское удостоверение при "случайном оставлении места ДТП".
- Игорь а как часто происходит именно неумышленное "оставление места ДТП"?
- Достаточно часто. В условиях больших городов, например, с началом зимы (которая для городских уборочных служб, по обыкновению, случается неожиданно), когда пропускная способность заснеженных дорог снижается до нуля, а количество аварий пропорционально возрастает, сотрудникам ДПС порой приходится добираться к месту ДТП несколько часов. Законом не установлен срок минимального ожидания, а вот терпение водителей в создавшейся ситуация часто быстро сходит на нет.
Кроме того, чрезвычайно сложный бюрократический механизм рассмотрения в ГИБДД дел, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, нередко вынуждает участников ДТП разрешать дело на месте путем обмена денег за причиненный ущерб на расписку «претензий не имею...».
К сожалению, во всех перечисленных случаях у суда формально возникают основания превратить водителя-беглеца (или беглецов) в профессиональных пешеходов аж на полтора года. Хотя на самом деле перемещение автомобиля после аварии с места контакта транспортных средств на 200, 500 или даже 1000 метров (тем более, если вы остались здесь же до прибытия инспектора ДПС) оставлением места ДТП не является. И подпадает такое действие лишь под санкции части 1 статьи 12.27 - невыполнение обязанности в связи с ДТП (в частности, невыполнение обязанности не убирать машину с места) и чревато только штрафом в размере тысячи рублей.
- И что делать водителям? Держаться до последнего? У нас ведь "добрые" сограждане могут и побить за несколько часов ожидания, пока виновники ДТП не разберутся между собой.
- На самом деле, есть несколько способов сохранить свои права. Просто встревоженные и раздраженные водители очень часто о них не вспоминают.
Для начала о совершенном ДТП, разумеется, целесообразно сообщить дежурному ОВД, ОГИБДД или на ближайший пост ДПС с помощью доступных средств связи. Но лучше всего позвонить по телефону "02" (номер бесплатно доступен с любого таксофона и мобильного телефона), представиться и сообщить о времени и месте аварии.
В случае, если в течение трех часов вас не навестят сотрудники ДПС, необходимо сделать повторный звонок и высказать претензию. Ну а уже после этого можно покидать место аварии. Ведь все телефонные обращения в службу "02" фиксируются и записываются. Так что именно ваши переговоры с дежурным будут являться железобетонным доказательством того, что вы не пытались скоротечно оставить место ДТП. Более того, вы не только признались, что совершили аварию, может быть, даже по собственной вине, но и оставили свои анкетные данные, номера машин и адрес места происшествия. Иными словами, не пытались скрыть факт участия в ДТП.
- А что же делать дальше?
- В дальнейшем благодаря этому вам будет проще защищать свои права. По аналогии со статьей 27.3 Кодекса вы сможете утверждать, что требование ПДД оставаться на месте происшествия означает ограничение свободы передвижения (ибо содержит прямой запрет на оставление конкретного места) в связи с административным правонарушением, то есть фактически подпадает под административное задержание - и решетки нет, и уйти нельзя... А срок такого задержания в соответствии со статьей 27.5 Кодекса не может превышать трех часов. Вы же покинули место ДТП аккурат по истечении такого срока. Это, возможно, не слишком убедительная аналогия, но другой авторы Кодекса нам не предлагают.
- Есть ли еще моменты, позволяющие не ждать трех часов? Ведь, например, зимой и три часа - немалое время.
ПДД обязывают вас рассчитывать или, иначе говоря, надеяться на прибытие сотрудников ГАИ, предполагать, что они прибудут. Кто сумеет обвинить вас в том, что вы не надеялись? А вот понятие "дождаться" раскрывается как "пробыть до появления кого-нибудь или чего-нибудь ожидаемого". Но ПДД такую обязанность на вас не возлагают. В другой статье ПДД обязывают вас не убирать транспортные средства до прибытия сотрудников ГИБДД, но опять-таки ничего не говорят о том, надо ли оставаться на месте до прибытия инспектора ГАИ лично вам.
- Но наверняка во всем этом есть и какие-то нюансы?
- Конечно же, есть. Например, не стоит поддаваться на провокации второго участника ДТП, призывающего по причине не существенного для него урона разойтись без шума и пыли, без возмещения ущерба и без взаимных претензий. Нередко случается так, что противная сторона, обнаружив царапину не только на бампере, получасом спустя возвращается на место аварии и вызывает сотрудников ДПС. При этом, считая себя пострадавшей, она в порядке мести нередко заявляет придорожным милиционерам, что виновник ДТП (в отличие от нее - законопослушной) с места происшествия скрылся.
Главное помнить, что если четко следовать Закону, то оставлением места аварии можно считать лишь такой случай, в котором вы скрылись с места аварии, заставив тем самым отдел розыска ГАИ по жалобе второго участника ДТП искать вас.