"Джон Картер": нетрудно быть богом
Лидер российского кинопроката - и один из самых зрелищных фантастических блокбастеров ever - "Джон Картер" исподволь увиливает от главной идеи, заложенной автором книги-прототипа. Зачем идеи, если есть поп-корн?!
Режиссер - Эндрю СтэнтонВ ролях - Тейлор Китч, Линн КоллинзСюжет - Ветеран Гражданской войны в США Джон Картер против своей воли оказывается на Марсе, где попадает в плен к воинственным четырехметровым туземцам. Картеру предстоит не только спастись самому, но и спасти принцессу Дею Торис с Гелиума.Ветеран Гражданской войны Джон Картер при помощи таинственного медальона телепортируется на Марс, атмосфера на котором не только оказывается пригодной для жизнедеятельности чужеродного местной фауне организма, но и наделяет землянина сверхспособностями. Далее, конечно, выясняется, что и на Красной планете живут гуманоиды, которым не чужды такие чисто земные понятия, как любовь, ненависть, чувство товарищества и долг. Предъявлять обвинения в неправдоподобности и изрядной комиксовости диснеевскому блокбастеру "Джон Картер" так же глупо, как пытаться оспорить фантазии Артура Кларка и Стэнли Кубрика по поводу жизни в отдаленных уголках Вселенной. Фантазия решает все. Литературную основу блокбастеру Эндрю Стэнтона подарил небезызвестный "отец" Тарзана Эдгар Райс Берроуз, творивший еще в начале XX века. Разумеется, несколько утопические представления о жизни Красной планеты не могут конкурировать с современными знаниями, да и не должны. Цикл "Хроники Марса", куда входит и книжная мать "Картера" "Принцесса Марса" - классический pulp-fiction американской литературы. В своем большинстве эти книги рассчитаны на массового читателя, предпочитающего не раздумывать над научными фактами, а получать чистое удовольствие от лихо закрученных сюжетных перипетий. Учитывая, что потребности современной аудитории снова свелись к базовым функциям, морально устаревшие книжки обретают современное звучание. Впрочем, Стэнтону ("В поисках Немо", "ВАЛЛ-И"), для которого "Картер" является дебютом в игровом кинематографе, явно негде развернуться – придуманный Берроузом мир довольно тесноват для широкомасштабного зрелища. Поэтому режиссеру приходится развлекать публику талантами супергероя Картера, способного в одиночку раскидать целую армию и раз за разом подпрыгивать в небеса. Для любителей фантастики постарше в картине присутствует мотив архитекторов вселенной, незримо следящих за развитием земных и внеземных цивилизаций. Ничего не напоминает? Да-да, это почти прогрессоры Стругацких! Их присутствие позволяет примириться с хаотичностью картины, где все постоянно куда-то бегут, сражаются или мигрируют по планете косяками. При этом некоторые кадры отчетливо напоминают нарезку ранее вышедших блокбастеров, но за это "Джона Картера" как раз и не хочется ругать - спецэффектами сейчас мало кого удивишь. Настораживает совсем другое. Для Берроуза, при всей желтизне его творений, марсианский цикл обладал неким механизмом компенсации памяти. Джон Картер был его дядей, а погибший на полях сражений Первой мировой войны поклонник таланта писателя Улисс Пакстон оживал на Красной планете, чтобы продолжить свой славный путь. Для создателей фильма (а диснеевцы давно бредили экранизацией) это - всего лишь мимикрия без осмысления. В новых реалиях кино и вовсе меняет окрас (как неожиданно посиневший главный герой). За ненужностью дидактики и неуместности ностальгии фильм отчетливо педалирует тему виртуальной оторванности. Еще бы, лучше быть полубогом на Марсе, чем вечным воякой и неудачливым искателем сокровищ на Земле. Пестуемая Диснеем публика, наверняка, оценит и воспримет такой современный месседж. Вспоминать не нужно, это лишний груз ответственности. Лучше убегать, чтобы никто не догнал.