"Джон Картер": нетрудно быть богом

Лидер российского кинопроката - и один из самых зрелищных фантастических блокбастеров ever - "Джон Картер" исподволь увиливает от главной идеи, заложенной автором книги-прототипа. Зачем идеи, если есть поп-корн?!

kb1332197787.jpg

Режиссер - Эндрю СтэнтонВ ролях - Тейлор Китч, Линн КоллинзСюжет - Ветеран Гражданской войны в США Джон Картер против своей воли оказывается на Марсе, где попадает в плен к воинственным четырехметровым туземцам. Картеру предстоит не только спастись самому, но и спасти принцессу Дею Торис с Гелиума.Ветеран Гражданской войны Джон Картер при помощи таинственного медальона телепортируется на Марс, атмосфера на котором не только оказывается пригодной для жизнедеятельности чужеродного местной фауне организма, но и наделяет землянина сверхспособностями. Далее, конечно, выясняется, что и на Красной планете живут гуманоиды, которым не чужды такие чисто земные понятия, как любовь, ненависть, чувство товарищества и долг. Предъявлять обвинения в неправдоподобности и изрядной комиксовости диснеевскому блокбастеру "Джон Картер" так же глупо, как пытаться оспорить фантазии Артура Кларка и Стэнли Кубрика по поводу жизни в отдаленных уголках Вселенной. Фантазия решает все. Литературную основу блокбастеру Эндрю Стэнтона подарил небезызвестный "отец" Тарзана Эдгар Райс Берроуз, творивший еще в начале XX века. Разумеется, несколько утопические представления о жизни Красной планеты не могут конкурировать с современными знаниями, да и не должны. Цикл "Хроники Марса", куда входит и книжная мать "Картера" "Принцесса Марса" - классический pulp-fiction американской литературы. В своем большинстве эти книги рассчитаны на массового читателя, предпочитающего не раздумывать над научными фактами, а получать чистое удовольствие от лихо закрученных сюжетных перипетий. Учитывая, что потребности современной аудитории снова свелись к базовым функциям, морально устаревшие книжки обретают современное звучание. Впрочем, Стэнтону ("В поисках Немо", "ВАЛЛ-И"), для которого "Картер" является дебютом в игровом кинематографе, явно негде развернуться – придуманный Берроузом мир довольно тесноват для широкомасштабного зрелища. Поэтому режиссеру приходится развлекать публику талантами супергероя Картера, способного в одиночку раскидать целую армию и раз за разом подпрыгивать в небеса. Для любителей фантастики постарше в картине присутствует мотив архитекторов вселенной, незримо следящих за развитием земных и внеземных цивилизаций. Ничего не напоминает? Да-да, это почти прогрессоры Стругацких! Их присутствие позволяет примириться с хаотичностью картины, где все постоянно куда-то бегут, сражаются или мигрируют по планете косяками. При этом некоторые кадры отчетливо напоминают нарезку ранее вышедших блокбастеров, но за это "Джона Картера" как раз и не хочется ругать - спецэффектами сейчас мало кого удивишь. Настораживает совсем другое. Для Берроуза, при всей желтизне его творений, марсианский цикл обладал неким механизмом компенсации памяти. Джон Картер был его дядей, а погибший на полях сражений Первой мировой войны поклонник таланта писателя Улисс Пакстон оживал на Красной планете, чтобы продолжить свой славный путь. Для создателей фильма (а диснеевцы давно бредили экранизацией) это - всего лишь мимикрия без осмысления. В новых реалиях кино и вовсе меняет окрас (как неожиданно посиневший главный герой). За ненужностью дидактики и неуместности ностальгии фильм отчетливо педалирует тему виртуальной оторванности. Еще бы, лучше быть полубогом на Марсе, чем вечным воякой и неудачливым искателем сокровищ на Земле. Пестуемая Диснеем публика, наверняка, оценит и воспримет такой современный месседж. Вспоминать не нужно, это лишний груз ответственности. Лучше убегать, чтобы никто не догнал.

Другие материалы рубрики "Интервью"
9c6b20ac0bad7d0faf565dafae5c3252096f144c.jpeg

Педагог из Владивостока стала участницей Форума классных руководителей

Ольга Астахова получила благодарственное письмо от президента России Владимира Путина

1347d055233dbd7d6fbae6c695cb73a37f8dfa05.jpeg

«Любовь - это электрический разряд»: звезда «Ронина» о чувствах и сериале

Дмитрий Паламарчук - в интервью РИА VladNews

7453e30b8b131e6078395c51de45542d4d592ee1.jpeg

«Любовь — это космос»: Елизавета Гончаренко о сериале «Планетяне»

Эксклюзивное интервью актрисы на РИА VladNews