Фауст: тиран двадцатого века

Сюжетной основой является первая часть поэтической драмы Гете, где повествование в основном строится на любовной линии Фауст-Маргарита.

kb13303903171.jpg

Режиссер: Александр Сокуров

В ролях: Йоханес Цайлер, Антон Адасинский

Словно подхваченная освежающим ветром камера плавно пикирует в узкое пространство города. Следующий кадр – чьи-то руки заботливо потрошат труп.

Действие происходит в прозекторской, а их обладатель – доктор Фауст – безуспешно, но механически ищет в давно остывшем теле душу. Черная удушающая энергетика прозекторской отныне будет пронизывать все пространство фильма. Это разлагающийся труп, перевернутый Христос, похотливый Азазелло и неискоренимый запах гнили.

Завершающая часть сокуровской тетралогии власти "Фауст", получившая венецианского Золотого льва, позиционируется своим создателем как своеобразный пролог к "Молоху", "Тельцу" и "Солнцу". Агонизирующие тираны, сведенные историей до уровня той черни, которую они не гнушались уничтожать, получают необходимый бэкграунд по типу того, к которому прибегал Ханеке в "Белой ленте", исследуя столь навязчивый "изм".

Сокуровский анализ тенденций первой половины XX века надежно покоится на платформе века XIX, времени определения сверхчеловека Ницше, окончания эпохи романтизма и начала индустриализма.

Доктор Фауст хоть и живет в то же время, но фактически ему не принадлежит, периодически выпадая из пространства картины в параллельную вселенную, словно искусственный орган из здорового организма. Особенно хорошо это проявляется в сцене, когда доктор и Маргарита долго всматриваются друг в друга, тщетно пытаясь понять намерения каждого из них.

Вогнутое и перекошенное лицо Фауста, похожее на предсмертную маску гомункулуса, ярко диссонирует аурой невинности Маргариты. Прошлое и будущее. Доктор безуспешно ищет новый философский камень, прикрываясь мнимой любовью, полунищим существованием и проклятиями в адрес бездуховного пространства. Фауст нечестен сам с собой, нарушение условий сделки для него продиктовано не страхом потерять душу (Сокуров намеренно экранизирует только первую часть истории Гете), а лишь способ обрести долгожданную свободу от всего.

В какой-то момент понимаешь, что сам он в стократ хуже похотливого Ростовщика, который честно выполняет свою работу по торговле душами. И, кажется, не его беда, что товар просрочен, проеден крысами и вовсю пахнет мертвечиной. Узкие рамки старой Европы не могут сдержать Фауста, рвущегося из довлеющей на него среды. Он несчастен, и не зря еще Гете говорил, что несчастные люди опасны. Это страны нового капитализма, которые, узрев свое неравное положение, ринулись на рубеже веков заново делить аппетитную тушу мира.

Само дезавуирование сделки Ростовщика и Фауста (ведь у последнего, следуя тонкому намеку Сокурову, мертвая душа), конечное спасения и отрицание существования в прогорклом бюргерском мирке (привычная мутная режиссерская картинка временами искривляется, как отражение в уродливом зеркале) приводит доктора к предполагаемому нисхождению в бездну. Оттуда на свет народится холодный интеллектуал, который не будет знать ценности человеческой жизни, а чужое страдание станет для него сродни эксперименту, проводимому пытливым умом. Тот, кому суждено стать тираном и испить власть до дна.

В конечном счете, тетралогия Сокурова – это тупик в оба конца, где предполагаемые выходы – это безумие и смерть. Сквозь режиссерский пафос становится отчетливо ясно – "Империя не исчезала никогда". Она лишь прикрывалась вечными человеческими ценностями вроде гуманизма, но всегда брала реванш. Так будет и впредь. Уравнение Сокурова универсально, а время лишь подставит под него новые составляющие.

Другие материалы рубрики "Интервью"
9c6b20ac0bad7d0faf565dafae5c3252096f144c.jpeg

Педагог из Владивостока стала участницей Форума классных руководителей

Ольга Астахова получила благодарственное письмо от президента России Владимира Путина

1347d055233dbd7d6fbae6c695cb73a37f8dfa05.jpeg

«Любовь - это электрический разряд»: звезда «Ронина» о чувствах и сериале

Дмитрий Паламарчук - в интервью РИА VladNews

7453e30b8b131e6078395c51de45542d4d592ee1.jpeg

«Любовь — это космос»: Елизавета Гончаренко о сериале «Планетяне»

Эксклюзивное интервью актрисы на РИА VladNews