"Опасный метод": как Карл встретил Зигмунда
"Опасный метод" канадца Дэвида Кроненберга, участвовавший в конкурсе 68-го венецианского МКФ, на первый взгляд больше всего напоминает очередной очерк из серии ЖЗЛ, где персонажи настолько архетипичны, что впору сравнивать с энциклопедией.
Режиссер - Дэвид КроненбергВ ролях - Майкл Фассбендер, Вигго МортенсенСюжет - Сюжет закручен вокруг персон основателей психоанализа Карла Густава Юнга и Зигмунда Фрейда и их сложных взаимоотношений с умной и красивой пациенткой Сабиной Шпильрейн.Юнг в исполнении Фассбендера подчеркнуто собран и сдержан, Фрейд Мортенсена вальяжен и уверен в себе, Шпильрейн Найтли эмоционально неустойчива. С течением фильма их психологические портреты планово деформируются, а где-то изменятся с минуса на плюс или наоборот. На дворе начало нестабильного XX века, который вот-вот постигнет новое потрясение в виде психоанализа. На самом деле "Опасный метод" больше походит на своеобразный роман воспитания или даже "воспитание чувств". Юнг, который в начале картины скорее теоретик, нежели практик, столкнувшись с реальностью, предсказуемо лишается исходных иллюзий и отталкиваясь от теории Фрейда (разность взглядов двух психологов достаточно четко, хотя и в несколько шутливой форме дефинируется на уровне "психанализа"), постепенно проговаривает свое место в истории. Разговор вообще является основной материей картины (фильм основан на пьесе Кристофера Хэмптона "The Talking Cure"), порой превалируя над действием, переводя его в плоскость несущественного. Именно в речах ученых и присоединившейся к ним Шпильрейн и кроется главный экшн ленты, ее психологический стержень. Это попытка пересказать частное, чтобы вывести его к общему. Психологические мутации пойдут лишь в дополнении и несколько позже.Впрочем, Кроненберг, понимая привычку современного общества все упростить, не играет с ним в поддавки, несколько усложняя задачу. Ему-то хорошо известно, к чему может привести соображалка одной "извилиной" - достаточно вспомнить массовые сексуальные перверсии в "Бешеной", их последствия в "Мухе" или оголтелый гедонизм в "Видеодроме" и "Голом завтраке". Юнг и Фрейд, соперники и друзья, локомотив и прицепной вагон, меняющиеся со временем местами, две равновеликие силы, которым суждено создать новую парадигму истории. Шпильрейн выступает здесь спусковым механизмом, многообещающим Эросом открытий, чтобы вторгнувшись в пределы устоявшихся и частично нарождающихся научных догм, путем разрушения породить мощный противовес – Танатоса. По Кроненбергу с этой поры общество будет крепко висеть на двух гвоздях – сексе и смерти, но принимать лишь первую часть мироздания, во многом следуя в этом выборе за Фрейдом.Опасный методы переноса и контр-переноса, лишенные спасительной супервизии, во многом через Юнга наделяют XX век фобиями, мистическими страхами и предрасположенностью к так называемому "сочувствию дьяволу" (Кроненберг не зря деликатно умалчивает в конце часть биографии психолога). Это нельзя в полной мере назвать потерей невинности обществом, но вышеупомянутая троица практически проговорила новый век, придала ему очертания, прописала негласные законы.В какой-то степени Кроненберг сам присутствует в фильме через Фрейда, Юнга и Шпильрейн, приобретая новое измерение, подобно своим персонажам. Певец духовно-телесной трансформации, дополнительно пройдя самоочищение в своем "Пауке", наконец, сам окончательно стал психоаналитиком. Процесс, в общем-то, закономерный и неудивительный, учитывая, что когда-то и Фрейда считали маргиналом, а Шпильрейн простой сумасшедшей.