От первого урока я была в шоке!

Ко Дню учителя - а отмечается он 5 октября - наша корреспондентка вспомнила, как три месяца "сеяла разумное, доброе, вечное" на уроках русского и литературы, рассказывая эмо, готам и "золотой молодежи" о Есенине, Гиппиус и Достоевском.

b1317690256uchitelmolodoy.jpg
Тот, кто хоть немного поработал учителем, согласится, что это самая сложная работа на земле. Моя работа в школе была всего лишь трехмесячной практикой, однако забыть эти дни, пожалуй, я не смогу никогда. Специально ко дню учителя, собираю эти воспоминания воедино.Первую неделю можно было расслабиться, с другой такой же будущей "училкой" мы просто сидели и смотрели, как проходят уроки русского языка и литературы в пятых и в девятых классах. День-два посидели, а не третий оказалось, что руководитель практики внезапно заболела: вести уроки некому. Директор жалобно посмотрела на меня, и говорит - ну какая тебе разница, Ань, чуть раньше начнешь практику...У меня, естественно, шок. К уроку русского, который начнется через пять минут, я не готовилась. Придется импровизировать.Заходит мой девятый класс, звенит звонок, все рассаживаются, но шум не стихает. Пытаюсь перекричать всех, представиться и начать урок. Это - моя первая ошибка. Увидев, что учитель может работать и при этих "улюлюканьях" детки совсем распоясались. Но русский язык - наука строгая. Говорю им открыть учебник, даю задание. Шум потихоньку стихает, десятиклассники записывают упражнение в тетрадь, хотя некоторые удивляются, что сегодня мы не проверяем "домашку".В упражнении надо вставить пропущенные буквы в слова. Авторы учебника серьезно отнеслись к своей работе: слова сложные, малоупотребительные, особенно среди молодежи. Очень скоро понимаю, что ткнула я пальцем не в самое удачное упражнение, оно ведь университетского уровня!– А что это за слово, ду.нья, что за "дунья" такая, какую там букву ставить надо?, – спрашивает меня ученица.Тут я, наверное, покраснела до кончиков волос. Не хочу на первом же уроке ударить в грязь лицом, судорожно вспоминаю, какое же слово зашифровано в этой головоломке. Через несколько секунд осознаю, что мне не вспомнить, дети уже хихикают: "Да вы ведь не знаете сами? Чему вы пришли нас учить?!"- Да, - говорю, - замечание справедливое. Но ведь ни один человек не может знать все, ни один великий филолог не знает русский язык до конца. Посидите-ка минутку одни, я уточню и вернусь.Выбегаю из кабинета, звоню их настоящей учительнице. Она хриплым от простуды голосом отвечает, что это "дуэнья", то бишь - сиделка. Пока я была за дверью, в классе поднялся совсем уж невероятный шум. Я рассказала детям про злосчастную дуэнью, но успокоить их теперь не удалось до конца урока.- Какой кошмар, позорище!, – стучало у меня в голове. – Надо завтра подготовиться так, чтобы у них воспоминаний о моем промахе не осталось.Следующий урок – литература у пятиклассников. С этими ребятами договориться оказалось проще. Хотя потратила много времени на то, чтобы забрать самолетики, записки, пулялки из шариковой ручки, несколько телефонов, которые без конца звенели на уроке. Как оказалось, книгу прочитали только две девочки-отличницы, пришлось класс поругать и пригрозить проверочной работой на следующем уроке.На следующей неделе уроки пролетали очень быстро. Я много работала, после уроков бежала в библиотеку в поисках всего интересного, что можно рассказать на уроке, проверяла тетради, контрольные, искала в сети наработки других учителей по моей теме. Приходилось несколько напрягать голос, чтобы все 30 человек в классе хорошо слышали, о чем я им рассказываю. После 6 уроков подряд очень болело горло, через несколько дней мой голос почти пропал. Опытные учителя говорили мне, что это нормально, с годами связки привыкают к постоянным нагрузкам, у некоторых людей даже меняется голос, становится более звучным. Вечером я засыпала, едва коснувшись головой подушки, часов в 10, хотя в обычной жизни раньше часу ночи не ложилась.Я часто проводила уроки с использованием проектора, проводила литературные соревнования. Чувствовалась, что дети были голодны до всего этого, даже обижались, если я не успела спросить всех желающих. Приходилось, конечно, и драки на переменах разнимать, и двойки ставить, зато все стали лучше готовиться к урокам. Но это только пятый класс.А что творилось в девятом! Сплошной кавардак. Перекрикивать их гам я больше не стала, в начале урока молчала, пока все не успокоятся. Прием подействовал, правда, ненадолго.- Анна Игоревна, да зачем вам эти уроки, пойдемте с нами в кино!, – предлагают девочки. - Анечка Игоревна, а поехали со мной на машине кататься!, – говорит мне самый наглый из парней. Вот как мне ответить?! Такому в педуниверситете не учили. Пробовала уговоры, раздраженный тон, громкий крик, угрозы двойки поставить – бесполезно. – Если сделаете все задания, отпущу вас пораньше, - говорю, вздохнув, а сама прикидываю, насколько мне за это попадет от директора.- Ты, Анечка, мужайся, девятый класс непростой тебе достался, многие из них "зэпээр", - говорит мне учительница математики. О детях с задержкой психологического развития я немного читала, но мне и в мыслях не приходило, что придется их обучать.Но сдаваться не собираюсь. Значит, надо их чем-то так увлечь, чтобы они рты пораскрывали. С русским языком еще полбеды, а вот литература! Мой класс не читает Достоевского, ни Блок им не нужен, ни Марина Цветаева. Они думают только о том, как они отправятся вольной птицей на каникулы. Как мотивировать этих шалопаев, если большинству из них плевать, что по литературе выходит тройка в аттестате?Сейчас мы изучаем лирику начала 20 века. Декаданс, футуристы, имажинисты и другие хулиганы от литературы. Я заметила, что в классе довольно много представителей различных субкультур – несколько эмо и готов. Решила сыграть на сравнении – вот вы протестуете, ищете себя, и поэты того времени самовыражались, старались быть непохожими. - Вот представьте себе, вы – французский поэт конца 19 века. Вы создаете что-то новое, непонятное, не в угоду "банальному прогрессу". И вас называют поэтом-декадентом, говорят об упадничестве вашего творчества. Вы, наверное, очень обидитесь. А что сделали Шарль Бодлер, Оскар Уайльд, а за ними Брюсов, Зинаида Гиппиус и Федор Сологуб? Они не только не оскорбились, они "развернули знамя" с этим словом и стали называться поэтам и писателями декадентами. Для их творчества характерен отрыв от реальности, эстетизм, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений. То есть это те же готы, только они родились на сто лет раньше! Более того, группа "Агата Кристи" называет свое творчество декадансом.Эффект от моей пламенной речи налицо – удивление и долгожданное внимание. Не скажу, что после этого революция произошла, но интерес к предмету появился. На следующем уроке мы проходили творчество Сергея Есенина, тут я вновь припасла несколько козырей в рукаве – о "московском озорном гуляке" можно было рассуждать долго. Я решила рассказывать им о том, какие запрещенные стихи писал, что вытворял на виду у всех. А попутно вворачивать в рассказ программные стихотворения и официальные сведения. Когда я на следующем уроке проводила опрос, обнаружила, что запомнились только яркие факты, то, о чем обычно не говорят. Могу сказать одно - учителя средних школ в нашей стране – настоящие герои. При тотальном недостатке денег, маленькой зарплате и вечном переутомлении они умудряются вечно что-то мастерить, придумывать, увлекать учеников. Именно на таких – преданных своему делу, работающих больше за идею, чем за зарплату, людях и держится вся система нашего среднего образования. Хочу от всей редакции "Приморье24" поздравить вас с праздником, дорогие учителя, и дай вам Бог хороших, умных и послушных учеников и высоких зарплат!

Актуальная тема

Сказка может быть настоящей

Побывали в резиденции рождественского деда

thumb_398307_news_xl_crop.jpeg
Другие материалы рубрики "Интервью"
FJtIHe3w21U1at4xMPFgXzPqC8OUWwPbHoXd5nId.jpg

Школьники из 28 регионов России построили «Город будущего» на смене в «Океане»

Эксперты цифровой экосистемы МТС провели для ребят серию теоретических и практических занятий на тему умного города

thumb_514720_news_xxxl.jpeg

Банк для всей семьи: как меняется финансовая сфера в Приморье

Об итогах работы и новой стратегии ВТБ – в материале РИА VladNews

6d91dd9f7252df47e0d6e06dbb5fa0fc5188778a.jpeg

Мэр Владивостока рассказал о своей семье: «Самое дорогое, что у меня есть»

О семейных традициях Константина Шестакова – в материале РИА VladNews