Краткость – сестра кино
Обозреватель ИА "Приморье24" побывала на "коротком" показе всемирно известного Манхэттенского кинофестиваля в забитом до отвала зале владивостокского кинотеатра. Из десяти фильмов зрителям предлагалось выбрать один и отметить его в бланке, который потом отправят в США для подсчета голосов.
Нельзя отрицать, что короткометражное кино – тоже искусство, как и нельзя отрицать, что ценится оно все-таки на порядок меньше, чем полнометражное исполнение. Конечно, многие смотрели и не без удовольствия, как культовые режиссеры любят Париж, а затем чуть менее культовые любят Нью-Йорк. Но в целом, это фестивальное искусство для критиков и киноманов, а не для простого народа.
Все же, видимо, есть нечто притягательное в словосочетании "Манхэттенский фестиваль короткометражного кино". Потому как зал кинотеатра "Уссури", уже далеко не в премьерный день, был забит практически до отказа. Более того, зрители явно были настроены на культурное обогащение: никаких глупых комментариев и ненормативной лексики не было даже в адрес фильмов, которые явно оставили зал в недоумении. Реакцию пришедшие выражали только аплодисментами: бурными или просто вежливыми, а иногда их отсутствием. Что, конечно, не может не радовать.
Однако гораздо больше радости доставило происходящие по ту сторону экрана. Первое, что хочется отметить – это то, что фильмы были действительно короткими. Просто когда так называемая короткометражка превращается в получасовое, нудное, затянутое повествование – это невыносимо и к тому же нечестно как по отношению к зрителю, так и по отношению к самому виду искусства. Manhattan short представил десять фильмов, каждый из которых достоин своего зрителя. Хоть и, разумеется, не все показанное вызвало однозначную реакцию. Лично мне самым сложным для восприятия показался венгерский "Лес".
"Лес" (The Forest, Венгрия, 12 минут)
Интригующий синопсис про убийство и "череду странных происшествий" вылился в эдакий артхаус, с такими его прелестями, как отсутствие диалогов, наравне с пониманием происходящего, крупные планы лиц, много природы и тишины и, конечно, цветовая коррекция, наверное, чтобы подчеркнуть некую оторванность от реальности и придать символизма. Трудно не проникнуться настроением фильма, но кроме атмосферы, я так ничего и не разглядела. Зрители были со мной солидарны, и фильм встретили тишиной.
Начать с начала уже не получится, но упомянуть показанную первой короткометражку просто необходимо. Фильм иллюстрирует неудавшееся ограбление, свидетелями которого стали режиссер и сценарист "Случая перед банком".
"Случай перед банком" (Incident By A Bank, Швеция, 9,5 минут)
Создатели хотели добиться реалистичности и правдоподобия, и у них это получилось: нечеткая картинка, словно снято на телефон, множество забавных жизненных деталей и полнейшая абсурдность происходящего, которую просто нельзя выдумать. Зрители от некоторых моментов были просто в восторге, я, честно сказать, тоже. Да и с технической точки зрения вещь весьма и весьма любопытная, снятая без монтажных "склеек". Не зря, наверное, он получил "Золотого медведя" в Берлине. И такая мастерская работа вызывает уважение. Но при этом, лично мне хочется видеть, прежде всего, режиссерскую интерпретацию реальности, а не ее скрупулёзное воспроизведение.
Зато настоящее наслаждение доставил второй фильм, название которого основано на труднопереводимой на русский игре слов. "Dik" – феерическая история о большом скандале в маленькой семье. Австралийский фильм о двойных стандартах, неудовлетворённых сексуальных желаниях и нетрадиционной ориентации получился невероятно смешным и, как бы это банально не звучало, весьма поучительным. Действительно, задумаешься, почему в нашем, таком толерантном мире, где каждый второй фильм про нетрадиционную любовь получает какого-нибудь "Оскара", слово "лесбиянка" до сих пор может звучать как оскорбление.
"Dik" (Австралия, 10 минут)
Следующие два фильма были хоть и контрастными, но по сути оба рассказывали о любви в тяжелых условиях социального неблагополучия. "Мак" – снятая без лишних сантиментов, тем не менее, местами очень трогательная драма о девушке из бедной семьи, которая собирается отдать новорожденного сына в приют, но прежде хочет почувствовать себя матерью хотя бы на один вечер. Любовь героини к ребенку практически ощущаешь кожей, тем тяжелее воспринимается правдивый финал. История сильна в своей обыденности, но слишком много этого в реальной жизни, поэтому такой фильм хочется забыть поскорее.
"Мак" (Mak, Швейцария, 18 минут)
Совсем другой разговор – шотландская картина "Я люблю Люси". По-хорошему сумасшедшая история о приключениях беззубой девушки в рваных колготках, влюбленном в нее парне и собаке ее мужа, который как раз выходит из тюрьмы. "Неисповедимы пути господни!" – восклицает герой, извлекая зубной протез возлюбленной из… не будут говорить чего. В общем, это надо видеть, смешно до колик, но, пожалуй, излишне натуралистично. Пересматривать не захочется, но возможно, кто-то взглянет по-другому на так называемых "антиобщественных личностей" и поймет, что ничто человеческое им не чуждо.
"Я люблю Люси" (I Love Luci, Шотландия, 11 минут)
Настоящим подарком для любителей классического трэша стал фильм "Легенда бобровой плотины". Дикое сочетание "Классного мюзикла" и кровавого ужастика, невинных детишек и адски страшного монстра привело меня и, кажется, большую часть зала в восторг и замешательство, впрочем, ироничная концовка все вернула на свои места.
"Легенда бобровой плотины" (The Legend of Beaver Dam, Канада, 12 минут)
Американская короткометражка "Sexting" (что значит "пересылка личных фотографий, сообщений интимного содержания посредством сотового телефона") могла бы стать классным эпизодом хорошей полнометражной драмикомедии. Жена и любовница встретились, чтобы расставить все точки над i, диалога, естественно не получилось. Небезызвестная Джулия Стайлз в роли любовницы – просто блеск!
"Секстинг" (Sexting, США, 8 минут)
Больше всего хочется отметить два фильма: "Работа врача" (A Doctors Job, Перу) и "Давид и Голиаф" (David and Goliath, США). В первом есть бандиты, ограбление, пулевое ранение, погоня и один очень хороший человек против воли втянутый в весь этот криминал. Ситуация, конечно, обыгрывалась в фильмах тысячу раз, но здесь присутствует тонкая грань между киношной динамикой и жизненной драмой.
"Работа врача" (A Doctors Job, Перу, 10,5 минут)
Во втором фильме – плохие фашисты, хорошая собака и душераздирающая музыка. Прием, конечно, нечестный, но работает безотказно. Вообще, дети, животные и музыка – вот главные киноманипуляторы! В "Давиде и Голиафе" есть две составляющих качественной душещипательной истории, плюс хороший актер Билли Берк, которого теперь многие знают по "Сумеречной саге".
"Давид и Голиаф" (David and Goliath, США, 12 минут)
С одной стороны, создатели грамотно играют на наших чувствах, закоренелые циники возможно скажут, что ситуация сказочная, а кино фальшивое. Но любая критика рассыпается, когда после фильма мы видим реальных людей и слышим их историю. Правдивый фильм о том, что чудо возможно даже посреди ужасов Холокоста. Это вдохновляет, а большего от фильма я требовать не могу. Это и есть настоящее искусство!
Если вы уже морально готовы пропустить очередной боевик со Стетхэмом, но еще не настроились на откровения Альмодовара, то десять фильмов Manhattan short, о которых я попыталась вам рассказать, могут стать отличной альтернативой. Удачного просмотра!
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции