Человеку в библиотеке всегда должно быть уютно и понятно
Несколько дней назад читающая общественность всколыхнулась: департамент культуры Москвы потребовал изъять из библиотек книги, которые, по мнению властей, могут навредить неокрепшим умам. Это стало поводом для содержательной беседы с главным "библиотекарем" города.
Владивосток, ИА Приморье24. Несколько дней назад читающая общественность всколыхнулась: департамент культуры Москвы потребовал изъять из библиотек книги, которые, по мнению властей, могут навредить неокрепшим умам: в этот список попали различные руководства по сексу, а также нашумевший роман Э.Л. Джеймс «50 оттенков серого». Основным доводом со стороны общества было: кто же будет ходить в библиотеки, где нет книг, ориентированных на массового читателя?
К счастью или к сожалению, нас такая реформа ещё не коснулась. Зато владивостокскую библиотечную систему не обошли стороной другие изменения. И они, безусловно, положительные. О том, как изменились городские библиотеки в последнее время, корреспонденту ИА П24 рассказал наш «главный библиотекарь» Сергей Соловьев.- Насколько я помню, библиотеки активно начали развиваться последние года два. С чем связана такая активность?
- С тем, что я занял место исполняющего обязанности директора муниципальной библиотечной системы. Ребята, которые пришли со мной, пришли со своим подходом, со своим видением. И теперь мы стараемся видоизменить библиотеку, развернуть ее к читателям и ко всей аудитории, а не только к той, которая исторически ходит в библиотеки.- А что не так было с той аудиторией?- Мы обслуживали всех возрастных жителей Владивостока, пенсионеров и детей доподросткового периода. И стало понятно, что той аудитории, что будет давать жизнь библиотекам, у нас нет: нет тинейджеров и горожан креативного возраста. Дети дорастут до первого планшета и игры станут лучше томика самого хорошего писателя. А какая бы ни была у нас любовь с пенсионерами, это тот возраст, который безвозвратно заканчивается, на их место кто-то должен приходить. А никого не было.- А теперь есть? Что вообще было сделано, чтобы привлечь новых людей?- Наша задача сделать так, чтобы человеку стало уютно и понятно в библиотеке, и мы начали развивать электронный абонемент и информатизацию библиотек. Делаем ремонты – понятные и дружественные. Хочется, чтобы библиотеки действительно стали местом, куда хотелось бы зайти горожанину, который привык к лофтам и клубам. Теперь мы вне конкуренции. Даже с точки зрения индустрии развлечения: мы самое доступное развлечение: к нам не надо покупать билеты, мы все бесплатно даем. Для многих родителей, особенно в кризис, мы становимся прекрасной альтернативой – и правильной, умной альтернативой вместо детских центров или парков.
- Зачем это вам вообще? Почему Вы стали это делать?
- Меня поразило, что молодежь – вопреки мифам - у нас прекрасная и читающая, набивается по 150 человек в двухкомнатную квартиру на каком-нибудь «Поэтическом ринге» и заинтересованно читает. Почему они собираются в коммерческих помещениях, если могут собраться в бесплатных муниципальных учреждениях? Вопрос.- Эта и есть работа, которая проделана, именно она привела к результату?
- Да, конечно. Все изменилось с подхода к тому, что такое библиотека. Это ведь не храм сакральных знаний, не книгохранилище, где сидят взрослые женщины и сквозь очки посматривают не спер ли ты книгу. Библиотека должна стать порталом, куда горожанин приходит, чтобы изменить свою жизнь, свое отношение или уровень своих знаний. И он должен это сделать, даже не обращаясь к книге: или придя на открытую лекцию, или пообщавшись с библиотекарем , или воспользовавшись интернетом. У библиотеки в Квинсе, в Нью-Йорке есть галерея с галстуками. Безработные, когда идут на собеседование, могут зайти, взять галстук и ему там помогут его завязать. Почему этого не может быть у нас? - Какие-то проекты интересные уже есть?- В библиотеке № 5, на Леонова в прошлом году, благодаря эффективной работе с управлением культуры и нашим профильным заместителем – Еленой Щёголевой, мы нашли деньги, на которые смогли сделать тест-проект. И сейчас эта детская библиотека полностью компьютеризирована, там прекрасная мебель, сделанная ребятами из Concrete Jungle, там бесплатныйwi-fi, прогрессивные модели планшетов. Там есть оборудование для проведения открытых уроков и презентаций, там есть даже Playstation. Есть комната для аудитории возраста ясельной группы: там совершенно спокойно разрешается даже на полу рисовать мелом – пол сделан по технологии наливных бетонных полов, и если они там все разрисуют, это все быстро убирается и не влияет на функционал библиотеки. Плюс там хорошая вентиляция и современный яркий светодиодный свет. Свет и воздух в библиотеках – особенно в детских – это крайне важно.Сейчас у нас на ремонте стоит еще одна библиотека, №12, на Калинина 281. В том районе нет ни одного общественно-культурного центра. Библиотека будет совмещена с мини-детским центром, чтобы при скоплении шопингового рая можно было прийти и отдать ребенка в такое место, где он еще и получит какие-то знания. За год мы сделаем 4 библиотеки, а в течение 4 лет мы все библиотеки приведем к современному знаменателю.
- Что еще нас ждет?- В следующем году к мы планируем к библиотеке ЛитРес, к которой подключены все читатели, добавим Bookmate, и покроем, наверное, 90% потребности аудитории, которая пользуется ридерами или планшетами. Ещё мы хотим открыть центральную публичную библиотеку на Пушкинской, и уже получили документы на здание от муниципалитета. Но это долгоиграющий проект.
- Какие книги вообще есть у нас и что пользуется популярностью?
- Мы завязаны на национальные книжные премии, на премьеры, которые выходят в основных наших издательствах. Бестселлеры типа Пелевина, Сорокина, Дины Рубиной и заканчивая хорошим нон-фикшн, активно участвуем в библиотечном обмене. Книгохиты появляются в библиотеках раньше чем если бы вы заказали их на OZON-е. У нас уже рост читателей на 10-15 процентов. Мы муниципальное задание в этом году точно перевыполним. Больше всего спрос идет на детскую литературу. У нас лучший детский фонд. Вторые – наши доблестные пенсионеры, они пока еще держат желтую майку лидерства, им интересна литература детективно-фантастического плана, любовная романистика доминирует. На третьем – книгохиты. Мы обязаны работать быстро и оперативно. И очень сильный рост показывает нон-фикш литература, связанная с образовательными, познавательными вещами. Литература о культуре других государств, религиозная, книги, которые сейчас связаны с какими-то дискавери-вещами: автомеханика или психология личности – это то, что сейчас замыкает строчку лидеров. Более того, тенденция такова, что нон-фикшн в течение 3-5 лет будет показывать основной рост по потреблению, в основном благодаря той аудитории, которая сейчас начинает приходить в библиотеки.
- А как сотрудники библиотек относятся к изменениям?- Человека, который пойдет в библиотекари и захочет там работать – я не знал ни одного. А вот здесь я их встретил. Это увлеченные люди. Просто за десятилетия, которые государство относилось к библиотекам по остаточному принципу, какие-то внутренние силы у людей заканчивались, гас этот огонечек. И нам удалось сделать так, чтобы в нужных людях эти огоньки зажглись. В Пушкинской библиотеке, когда там начали появляться молодые люди – а сейчас у нас там авангард мероприятий – библиотека иногда вообще в 11 часов закрывается. И их заведующая она не только внутренне изменилась, но и внешне – в кедах ходить стала. Совершенно все по-другому. Люди почувствовали, что сейчас это все действительно нужно, и им самим это интересно.